Закон Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 1999 года З №69-II "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)"

Закон Республики Саха (Якутия)
от 11 февраля 1999 г. З N 69-II
"О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)"

Принят Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 1999 г. З N 70-II

Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), законами Республики Саха (Якутия) и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия)" устанавливает основы правового регулирования общественных отношений в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и определяет порядок участия негосударственных общественных объединений в решении задач профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
а) несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
б) безнадзорный - несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
в) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
г) несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
д) антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
е) семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
ж) профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
з) индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Статья 2. Основные задачи и принципы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Основными задачами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
а) обеспечение правовых и социальных гарантий для предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих, в том числе установление профилактического контроля и учета;
б) проведение профилактической работы с родителями или иными законными представителями, не выполняющими своих обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних, а также отрицательно влияющими на их поведение;
в) обеспечение гарантированной защиты и законных интересов несовершеннолетних, их законных представителей;
г) социальная реабилитация, адаптация и полноценное социально-бытовое устройство несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних, совершивших антиобщественные действия;
д) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных противоправных действий и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними;
е) расширение сети внебюджетных фондов, государственная поддержка и стимулирование деятельности неправительственных организаций, объединений, центров по оказанию помощи различным категориям детей, направленных на создание условий для их полноценного развития, реализующих различные программы в интересах детей и осуществляющих адресную помощь наиболее нуждающимся категориям;
ж) исследование социальных проблем детства, поддержка и развитие фундаментальных и прикладных исследований в области проблем детей.
2. Профилактика безнадзорности и правонарушений является неотъемлемой частью социально-правовой политики государства и осуществляется на основе принципов:
а) законности;
б) гуманного обращения с несовершеннолетними;
в) соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности на основе гласности;
г) единства прав и обязанностей несовершеннолетних, их законных представителей;
д) ответственности законных представителей, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;
е) поддержки семьи и взаимодействия с ней в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ж) индивидуализации мер по профилактическому воздействию и исправлению несовершеннолетних;
з) поддержки деятельности предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности, должностных лиц, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
и) оказания правовой, социальной и иной помощи законным представителям по адаптации их детей, входящих в группу социального риска;
к) гуманизации взаимоотношений несовершеннолетних и общества для приобретения ими нравственных ценностей и положительной социальной ориентации;
л) координации деятельности и повышения ответственности органов власти всех уровней в решении проблем несовершеннолетних.
Статья 3. Ответственность за нарушение прав несовершеннолетних
Должностные лица, родители несовершеннолетних или иные их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Глава II. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
2. В органах, указанных в части 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции могут защищать права несовершеннолетних, в том числе в суде, оказывать необходимую помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в восстановлении и защите нарушенных прав и законных интересов.
5. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющие разработку, координацию и реализацию семейной политики, политики по улучшению положения детей и женщин, государственную поддержку здорового образа жизни, в пределах своей компетенции:
а) обеспечивают взаимодействие министерств и ведомств, научных учреждений, общественных объединений и иных организаций по разработке целевых программ и проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также являются координатором их реализации;
б) осуществляют методическое обеспечение деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части, касающейся работы с семьей;
в) организуют проведение органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних повышение правовой культуры родителей или иных законных представителей;
г) организуют участие профсоюзных, иных общественных организаций и объединений, добровольных народных дружин, педагогических отрядов, общественных воспитателей, институтов наставничества в профилактике семейного неблагополучия;
д) проводят мониторинг положения семей в Республике Саха (Якутия);
е) участвуют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в финансовой поддержке на конкурсной основе общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6. Должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеют право:
а) посещать в установленном порядке несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями;
б) запрашивать у государственных органов и учреждений информацию по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.
Статья 4.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. В целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий создаются республиканская (межведомственная) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия), действующая на постоянной основе, и улусные (районные), городские комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:
а) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
б) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
в) рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
г) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
д) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
е) подготавливают и направляют в органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Республики Саха (Якутия), отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Республики Саха (Якутия) и (или) на территории соответствующего муниципального образования;
ж) направляют в соответствующие органы и учреждения, а также должностным лицам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетними административных правонарушений.
3. Республиканская (межведомственная) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия) ведет единый учет беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних на основании информации, предоставляемой улусными (районными), городскими комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 4.2. Индивидуальная профилактическая работа
1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и воспитательных колоний, в пределах своей компетенции проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно информируют органы внутренних дел о выявлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий либо совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия.
Статья 5. Органы и службы внутренних дел
1. Органы и службы внутренних дел:
а) выявляют несовершеннолетних, находящихся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни и помещают их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
б) выявляют несовершеннолетних, не имеющих определенного места жительства, ведущих бродяжнический образ жизни, находящихся в розыске и направляют их в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей или в центры социальной помощи для семей, детей;
в) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или в противоправные действия и принимают к ним меры в пределах своей компетенции;
г) выявляют родителей или иных, в том числе должностных, лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, физическое, сексуальное, психологическое насилие над ними, принимают к этим лицам меры, предусмотренные действующим законодательством;
д) предупреждают и пресекают правонарушения несовершеннолетних;
е) выявляют причины, обстоятельства, способствующие совершению несовершеннолетними правонарушений и принимают меры по их устранению совместно с другими организациями.
ж) принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного воздействия, совершивших побеги из учреждений уголовно-исполнительной системы или самовольно ушедших из семей, специальных учебно-воспитательных учреждений или центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
2. Органы и службы внутренних дел проводят самостоятельно профилактические работы в отношении:
а) несовершеннолетних, освобожденных из мест исполнения наказания в виде лишения свободы; вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних; совершивших правонарушение, влекущее наложение мер административного взыскания; несовершеннолетних, злоупотребляющих спиртными напитками, потребляющих наркотические и психотропные либо иные одурманивающие средства; несовершеннолетних, ведущих бродяжнический образ жизни;
б) законных представителей, не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних или способствующих своим поведением совершению ими правонарушений.
3. Органы и службы внутренних дел в процессе проведения профилактической работы принимают участие в мероприятиях по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного воздействия, совершивших побеги из учреждений уголовно-исполнительной системы или самовольно ушедших из семей, специальных учебно-воспитательных учреждений или центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
4. При проведении профилактической работы сотрудниками органов и служб внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетними обеспечивается соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних и их законных представителей.
5. Права и обязанности сотрудников органов и служб внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетними, порядок, формы и методы проведения профилактической работы определяются законодательством.
При проведении профилактической работы требования сотрудников органов и служб внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетними, предъявляемые в пределах их прав, обязательны для исполнения государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.
Статья 6. Органы, осуществляющие управление в сфере образования
1. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции:
а) осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере образования и проведения в образовательных организациях индивидуальной профилактической работы;
б) участвуют совместно с органами по делам молодежи, органами культуры, физической культуры, спорта и туризма в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
в) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
г) обеспечивают недопущение немотивированного и бесконтрольного исключения несовершеннолетних из общеобразовательных организаций;
д) утратил силу;
е) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением;
ж) обеспечивают разработку и внедрение в практику работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ, пропаганду здорового образа жизни;
з) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
2. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, несут в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), ответственность за соблюдение гарантий получения обучающимися основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования и его соответствия государственным образовательным стандартам.
Статья 7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность
1. Общеобразовательные организации:
а) участвуют в создании типов и видов гуманной системы воспитания, а также оказывают поддержку индивидуальному развитию каждого ребенка;
б) способствуют развитию системы коррекционно-развивающего обучения и обеспечивают создание базовых центров психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией, а также законным представителям;
в) изучают семьи обучающихся, находящихся в социально опасном положении, информируют комиссии по делам несовершеннолетних об условиях содержания, воспитания и взаимоотношениях в этих семьях, выявляют и осуществляют учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия и принимают в пределах своих полномочий соответствующие профилактические меры;
г) организуют кружки, клубы, секции, другие формы досуга для предотвращения школьной дезадаптации, развития творческого потенциала, самореализации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
д) несут ответственность за обучение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "Об образовании".
2. Организации, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных организаций или положениями о них:
а) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
б) выявляют семьи, находящихся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании несовершеннолетних;
в) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, принимают меры по получению ими общего образования;
г) выявляют и ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают соответствующие меры в отношении родителей или иных законных представителей, не исполняющих свои обязанности по получению образования несовершеннолетними, направляют материалы в их отношении в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
д) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
е) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, профилактику потребления наркотических средств и психотропных веществ, пропаганду здорового образа жизни.
Статья 8. Органы управления здравоохранением и медицинские организации
1. Органы управления здравоохранением и медицинские организации в пределах своей компетенции организуют:
а) первичную профилактику состояний нарушения здоровья, приводящих к бродяжничеству и формированию патологических форм криминального поведения, в том числе пропаганду здорового образа жизни, мероприятия по предупреждению и профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, венерических заболеваний среди несовершеннолетних и иные мероприятия;
б) обследование и подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних для помещения их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также их дальнейший профилактический учет и лечение;
в) развитие сети медицинских организаций, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь несовершеннолетним;
г) выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении, в том числе проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
2. Медицинские организации обеспечивают:
а) оказание специализированной медицинской помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении;
б) выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.
3. Органы управления здравоохранением определяют в улусе (районе), городе перечень медицинских организаций, предназначенных для круглосуточного приема и последующего содержания заблудившихся и подкинутых детей и других несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, в возрасте до четырех лет.
Статья 9. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи
1. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи в пределах своей компетенции:
а) осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений;
б) участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
в) поддерживают проекты и программы с участием несовершеннолетних, деятельность детских спортивных школ, молодежных клубов и центров (творческих, спортивных, профессиональных, оздоровительных и иных клубов и центров);
г) участвуют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в финансовой поддержке молодежных общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в рамках конкурса грантовых проектов Правительства Республики Саха (Якутия) в области государственной молодежной политики;
д) участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
е) оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Учреждения социально-психологической поддержки молодежи органов по делам молодежи и их филиалы в соответствии с уставом указанных учреждений:
а) предоставляют социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним;
б) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер;
в) разрабатывают и реализуют в пределах своей компетенции программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов.
Статья 10. Органы службы занятости
1. Органы службы занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации:
а) содействуют реализации прав несовершеннолетних на труд, выбор рода деятельности и профессии;
б) обеспечивают организацию мероприятий активной политики занятости несовершеннолетних путем разработки и реализации соответствующих программ;
в) анализируют состояние рынка труда, количество и состав незанятых и безработных несовершеннолетних граждан;
г) рассматривают с заинтересованными организациями вопросы совместного финансирования общественных работ с участием несовершеннолетних, а также условия их организации и проведения с учетом необходимости максимального удовлетворения потребностей несовершеннолетних;
д) бесплатно предоставляют несовершеннолетним услуги по психологической поддержке, консультации, сведения о наличии видов обучения, работ, вакансий работодателей в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;
е) обеспечивают взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в целях трудоустройства несовершеннолетних, в том числе уволившихся по собственному желанию:
ж) осуществляют контроль за обеспечением государственных гарантий в области постоянной, временной занятости несовершеннолетних;
з) организуют профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет;
и) вносят совместно с заинтересованными сторонами в органы местного самоуправления предложения об установлении квот и создании временных дополнительных рабочих мест на предприятиях для лиц моложе восемнадцати лет;
к) организуют совместно с органами по делам молодежи деятельность молодежных агентств (бирж) занятости, устанавливают с предприятиями и организациями взаимодействие на взаимовыгодной основе по трудоустройству несовершеннолетних, нуждающихся в социальной поддержке;
л) проводят совместно с органами управления образованием и органами по делам молодежи специализированные мероприятия, способствующие обеспечению временной занятости несовершеннолетних;
м) оказывают по представлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав помощь в трудоустройстве несовершеннолетним, освобожденным от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, вернувшимся из учреждений уголовно-исправительной системы, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
н) осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
2. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления в области занятости:
а) определяют число нуждающихся в трудоустройстве несовершеннолетних;
б) осуществляют резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства несовершеннолетних;
в) по предложению и при участии органов службы занятости организуют временное трудоустройство несовершеннолетних, их занятость в оплачиваемых общественных работах.
Статья 11. Органы опеки и попечительства
Органы опеки и попечительства:
а) осуществляют выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
б) обеспечивают устройство несовершеннолетних в соответствующие учреждения, создают благоприятные условия для их всестороннего развития, охраны жизни и здоровья, осуществляют контроль за их содержанием, воспитанием и образованием;
в) принимают меры по защите личных имущественных, жилищных прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
г) осуществляют подготовку по собственной инициативе и по предложениям заинтересованных лиц, комиссий по делам несовершеннолетних исков в суд о защите прав детей, в том числе об ограничении или лишении родителей (одного из них) родительских прав.
д) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования;
е) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
ж) принимают меры по устройству несовершеннолетних в соответствующие учреждения для определения их родителей или иных законных представителей.

Статья 12. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
а) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и профилактику их безнадзорности;
б) социальные приюты для несовершеннолетних, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
в) центры помощи несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
2. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:
а) заблудившиеся или подкинутые;
б) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
в) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
г) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;
д) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию либо оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.
3. Основания для приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предусмотрены законодательством Российской Федерации.
4. Несовершеннолетние, указанные в части 2 настоящей статьи, содержатся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в течение времени, требуемого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.
5. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
а) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обеспечение и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
б) оказывают комплексную социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту их работы, учебы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в их семьи;
в) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних;
г) уведомляют родителей или иных законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;
д) оказывают содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;
е) утратил силу;
ж) утратил силу;
6. Должностные лица специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, пользуются правами, гарантированными законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания семьи и детей
1. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания семьи и детей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции:
а) осуществляют защиту прав семьи и детей, нуждающихся в государственной поддержке;
б) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
в) организуют учет семей, находящихся в социально опасном положении, совместно с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оказывают необходимую помощь семье в ликвидации трудной жизненной ситуации;
г) осуществляют меры по развитию сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям;
д) контролируют деятельность учреждений, указанных в пункте "г" настоящей части, на территории муниципальных образований;
е) внедряют в деятельность учреждений и служб, осуществляющих социальное обслуживание семьи и детей, современные методики и технологии социальной реабилитации.
2. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, к которым относятся социально-реабилитационные центры и их филиалы, центры социальной помощи семье и детям и иные создаваемые для этих целей учреждения, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
а) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами;
б) предоставляют несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или в иной трудной жизненной ситуации, и их семьям социальные услуги медико-социального, социально-психологического, социально-педагогического, правового характера, направленные на преодоление сложных жизненных ситуаций;
в) осуществляют совместно с другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мероприятия по выявлению безнадзорных несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи, устранению причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних;
г) содействуют органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в том числе возвращению несовершеннолетних в их семьи;
д) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
е) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.
3. Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания семьи и детей пользуются правами, гарантированными законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 13.1 Органы и учреждения культуры, физической культуры, спорта и туризма
Органы и учреждения культуры, физической культуры, спорта и туризма в пределах своей компетенции:
а) организуют массовые культурно-досуговые и спортивные мероприятия для несовершеннолетних по месту их жительства;
б) привлекают несовершеннолетних, входящих в группу социального риска, к занятиям в спортивных, художественных, технических и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;
в) оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, социальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации досуга, спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения.
Статья 14. Меры профилактического воздействия
1. К мерам профилактического воздействия относятся социальные, правовые, педагогические и иные меры, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемые в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
2. Правовое воспитание несовершеннолетних осуществляется всеми субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений через средства массовой информации, сеть консультативных служб правоохранительных органов для работы с несовершеннолетними, общеобразовательных организаций. Правовое воспитание и обучение в общеобразовательных организациях осуществляется через введение специализированных учебных дисциплин "Основы государства и права", "Основы морали" в пределах учебного плана.
3. Профилактическая беседа проводится всеми субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Профилактическая беседа ведется с целью разъяснения социальных, правовых последствий бродяжнического образа жизни, злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, токсикомании, противоправного поведения несовершеннолетних; указывается моральная и правовая ответственность за нарушение нормативных правовых актов несовершеннолетними, а также их родителями (лицами, их заменяющими), невыполнение обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей.
4. Постановка на профилактический учет производится органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с их компетенцией.
Профилактическому учету подлежат следующие категории несовершеннолетних:
а) безнадзорные или беспризорные;
б) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
в) содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
г) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
д) совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
е) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
ж) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
з) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
и) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
к) отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
л) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
м) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
н) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
о) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
п) осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
5. Профилактические меры в отношении несовершеннолетнего, поставленного на профилактический учет, включают: изучение условий, образа жизни и времяпровождения несовершеннолетних, воспитательно-правовое воздействие на них, пресечение и предупреждение противоправного поведения, определение и устранение условий, способствующих совершению правонарушений и безнадзорности.
Связанные с профилактическим учетом меры воздействия осуществляют в пределах своей компетенции органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, общеобразовательные организации, социально-реабилитационные центры и другие субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Срок пребывания несовершеннолетних на профилактическом учете не может превышать одного года со дня постановки его на учет. Продление срока профилактического учета возможно при достаточных основаниях с уведомлением прокурора.
Несовершеннолетний может быть снят с профилактического учета в случае исправления, перевоспитания либо по обстоятельствам, исключающим возможность осуществления такого учета.
6. Профилактическая помощь осуществляется всеми субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах их компетенции, с использованием методической, психологической, медицинской, педагогической, юридической консультации и иных предусмотренных законом способов.
Статья 14.1. Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах и на улицах
1. Правительство Республики Саха (Якутия) для создания здоровой и безопасной среды устанавливает правила поведения несовершеннолетних в общественных местах и на улицах.
2. Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах и на улицах не могут содержать требования, влекущие за собой необоснованные ограничения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

Глава III. Организации, не входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 15. Участие негосударственных некоммерческих организаций и учреждений, общественных организаций (объединений), религиозных организаций в проведении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Негосударственные некоммерческие организации и учреждения, общественные организации (объединения), религиозные организации, участвующие в проведении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии с уставами указанных организаций (объединений), учреждений или положениями о них:
а) осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних;
б) способствуют формированию у несовершеннолетних здорового образа жизни;
в) оказывают помощь многодетным семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
г) содействуют социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, вернувшихся из мест исполнения наказания в виде лишения свободы или из специальных учебно-воспитательных учреждений;
д) взаимодействуют с государственными и муниципальными организациями и учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Деятельность негосударственных некоммерческих организаций и учреждений, общественных организаций (объединений), религиозных организаций, участвующих в проведении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должна соответствовать государственным социальным стандартам, которые определяют требования к качеству и объему психолого-медико-педагогических социальных услуг, порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности и здоровья несовершеннолетних. Указанные организации (объединения) и учреждения вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные, ущемляющие или нарушающие права несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений и организаций, граждан, в том числе родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с несовершеннолетними.
3. Негосударственные некоммерческие организации и учреждения, общественные организации (объединения), религиозные организации, участвующие в проведении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, могут взаимодействовать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вносить предложения по совершенствованию их деятельности.
Статья 16. Органы местного самоуправления сельских поселений и городских округов
1. Органы местного самоуправления сельских поселений и городских округов в пределах своих полномочий и в соответствии с предметом ведения:
а) способствуют координации действий органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи, образования, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел, общественных объединений в решении проблем жизнеустройства несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений;
б) принимают решения по осуществлению мероприятий, проводимых в интересах детства, по выявлению безнадзорных, ведущих бродяжнический образ жизни, и обеспечивают их передачу в соответствующие учреждения и последующую занятость, по поддержке детско-подростковых клубов по месту жительства;
в) заключают договоры по оказанию услуг юридическими и физическими лицами по социальному обслуживанию детей;
г) могут создавать сеть муниципальных служб и учреждений по реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в пределах средств собственных источников и доходов.
д) разрабатывают и реализуют целевые программы и проекты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями оказывают финансовое, организационное, информационное, методическое и иное содействие мероприятиям, проводимым органами местного самоуправления по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 16.1. Средства массовой информации
Государственные и муниципальные средства массовой информации Республики Саха (Якутия) могут обеспечивать:
а) объективное информационное освещение процесса и результатов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
б) создание специальных программ, отражающих отечественный и зарубежный опыт социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними;
в) пропаганду и распространение среди населения, в том числе среди несовершеннолетних, информации о действиях органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, решению проблем безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Глава IV. Гарантии защиты прав несовершеннолетних, нуждающихся в профилактике и социальной реабилитации

Статья 17. Действие настоящего закона
Настоящий закон распространяется на:
а) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в защите своих прав;
б) несовершеннолетних, уклоняющихся от учебы, ведущих бродяжнический образ жизни;
в) несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение или преступление;
г) несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
д) несовершеннолетних, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических и иных одурманивающих средств;
е) родителей (лиц, их заменяющих), не выполняющих свои обязанности по содержанию и воспитанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение;
ж) государственные органы и предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, осуществляющие мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав;
з) другие категории несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, защите своих прав, а также находящихся в особых условиях обучения, проживания и контроля.

Глава V. Финансовое, материально-техническое и иное обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 18. Финансовое, материально-техническое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Финансовое, материально-техническое и иное обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия), по утверждаемой ежегодно Правительством Республики Саха (Якутия) программе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за счет средств федерального бюджета в соответствии с межправительственным соглашением сторон.
Материальную базу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних также составляют средства, перечисленные из республиканских органов исполнительной власти, коммерческих организаций, фондов, обществ и религиозных организаций, иных, не запрещенных законодательством источников, а также добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
Финансовые, материальные и иные средства, предназначенные для обеспечения деятельности по профилактике преступлений, могут быть использованы на цели, предусмотренные настоящим законом.
2. Средства, направленные на осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусматриваются в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) отдельной строкой.
Статья 19. Стимулирование участия юридических и физических лиц в финансовом, материально-техническом и ином обеспечении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Юридические лица любой организационно - правовой формы, а также физические лица, предоставляющие свое имущество в распоряжение или собственность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывающих финансовую, материально-техническую, информационную помощь, пользуются налоговыми, кредитными и иными льготами, установленными законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Статья 20. Коммерческая деятельность организаций государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных их уставом в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
Статья 21. Государственные и общественные фонды содействия профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В целях дополнительного финансирования мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также укрепления материально-технической базы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в установленном законодательством порядке могут учреждаться соответствующие государственные и общественные фонды содействия профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Порядок формирования государственных и общественных фондов и порядок расходования его средств определяется соответствующим нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия).
Статья 22. Обеспечение кадрами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. На работу в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимаются граждане, имеющие соответствующее образование, а также способные по своим деловым, личным, нравственным качествам и состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Не могут быть приняты на работу лица с медицинскими противопоказаниями, лишенные права заниматься данной деятельностью по приговору суда.
3. Граждане, умышленно скрывшие при приеме на работу сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, подлежат увольнению.
4. Подготовка педагогических, медицинских и других специалистов для органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, на специальных факультетах и курсах в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, а также в организациях дополнительного профессионального образования.
5. Исключена.
Глава VI. Гарантии исполнения настоящего закона

Статья 23. Ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение настоящего закона
1. Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждане несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего закона в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
2. Невыполнение должностным лицом профилактической работы влечет за собой привлечение к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Статья 24. Порядок разрешения споров
Родители (лица, их заменяющие), а также органы и учреждения системы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в интересах несовершеннолетнего вправе обратиться в установленном законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении несовершеннолетнему вреда, причиненного его здоровью, а также морального ущерба.

Глава VII. Государственный контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 25. Государственный контроль
1. Государственный контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в пределах своих полномочий и в порядке, установленном законодательством Республики Саха (Якутия).
2. Ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами.
Порядок осуществления ведомственного контроля в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется соответствующими нормативными правовыми актами министерств и ведомств.

Председатель
Палаты Представителей Н. Соломов