Закон Республики Саха (Якутия) Об участии населения в охране правопорядка

3 декабря 1996 года З N 145-I

 

 

 

ЗАКОН

 

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

ОБ УЧАСТИИ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА

 

Принят постановлением

Палаты Представителей

Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия)

от 03.12.1996 З N 146-I

 

(в ред. Закона РС(Я) от 16.09.2003 62-З N 127-III,

с изм., внесенными решением Верховного суда РС(Я)

от 25.06.2003 N 3-55/03)

 

Настоящий закон является правовой основой для широкого участия населения и его самостоятельных организаций в охране правопорядка, укреплении взаимодействия с правоохранительными органами.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе

 

Население - граждане Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), постоянно проживающие на территории Республики Саха (Якутия).

Внештатные сотрудники правоохранительных органов - граждане, привлекаемые с их согласия к оказанию содействия правоохранительным органам в выполнении возложенных на них законом задач, работающие в свободное от основного рода занятий время под руководством сотрудников правоохранительных органов и выполняющие их поручения.

Правоохранительные органы - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью: прокуратура, органы внутренних дел, ФСБ (федеральной службы безопасности), налоговой полиции, таможенного контроля.

 

Статья 2. Цели и задачи объединений населения по охране правопорядка

 

1. Объединения населения по охране правопорядка создаются в целях оказания в пределах, установленных действующим законодательством, помощи правоохранительным органам в решении возложенных на них задач:

- по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

- по выявлению и раскрытию правонарушений;

- по розыску правонарушителей, осуществлению мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, включая предупреждение пожаров;

- по осуществлению мероприятий по охране собственности и обеспечению личной безопасности граждан.

 

Статья 3. Субъекты, принимающие участие в охране правопорядка

 

Настоящим законом регламентируется деятельность следующих организаций населения и отдельных граждан в охране правопорядка:

- внештатных сотрудников правоохранительных органов;

- граждан, добровольно оказывающих помощь правоохранительным органам в иных формах, предусмотренных действующим законодательством.

 

Статья 4. Принципы участия населения в охране правопорядка

 

Участие населения в охране правопорядка осуществляется в соответствии с принципами добровольности, законности, защиты и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, сочетания самоуправления и контроля, руководства со стороны правоохранительных органов.

 

Статья 5. Правовая основа участия населения в охране правопорядка

 

Правовую основу участия населения в охране правопорядка составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Саха (Якутия), настоящий закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), нормативные акты органов местной администрации, уставы объединений по охране правопорядка, нормативные акты правоохранительных органов, изданные на основании и во исполнение настоящего закона.

 

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЙ

НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА

 

Статья 6. Принципы организации объединений населения по охране правопорядка

 

1. Объединения населения по охране правопорядка формируются на добровольных началах по производственному, территориальному, производственно-территориальному (смешанному признаку), а также на основе общности интересов граждан, направленных на укрепление правопорядка.

2. Члены объединения населения по охране правопорядка исполняют свои обязанности как на безвозмездной, так и на возмездной основе. Объединения населения по охране правопорядка могут создаваться гражданами, достигшими 18-летнего возраста, способными по своим деловым, моральным качествам выполнять добровольно принятые на себя обязанности.

 

Статья 7. Условия и пределы участия объединений населения по охране правопорядка

 

1. Члены объединения населения по охране правопорядка не имеют права разглашать ставшие им известными в связи с осуществлением деятельности по охране правопорядка сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне гражданина.

 

Статья 8. Отличительные знаки членов объединений населения по охране правопорядка, имеющих свой устав

 

1. Объединения населения по охране правопорядка самостоятельно разрабатывают и утверждают в органах местной администрации отличительные знаки для своих членов.

Подтверждением нахождения члена общественного объединения населения по охране правопорядка при исполнении своих добровольных обязанностей является наличие удостоверения, нагрудного знака (жетона) или нарукавного знака (повязки).

Униформа и отличительные знаки членов объединения населения по охране правопорядка должны исключать возможности ношения ими форменного обмундирования, используемого военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел.

2. Затраты по изготовлению отличительных знаков и униформа могут возмещаться за счет средств в местной администрации.

 

Статья 9. Прекращение деятельности объединений населения по охране правопорядка

 

1. Объединения населения по охране правопорядка прекращают свою деятельность по основаниям и в порядке, указанным в их Уставах, а объединения населения по охране правопорядка, не имеющие уставов, - по решению своих членов и в порядке, определенном этим решением.

 

 

Глава III. УЧАСТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА

 

Статья 10. Внештатные сотрудники правоохранительных органов

 

Наряду с членами объединений в охране правопорядка принимают участие внештатные сотрудники правоохранительных органов. Положения о внештатных сотрудниках правоохранительных органов принимаются соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации.

 

Статья 11. Граждане, добровольно оказывающие помощь правоохранительным органам в иных формах

 

Отдельные граждане могут, с их согласия, привлекаться к оказанию помощи правоохранительным органам в подготовке или проведении оперативно-служебных мероприятий, входящих в компетенцию этих органов, на основании и в порядке, предусмотренными действующим законодательством.

 

Статья 12. Участие в охране правопорядка частных охранных и детективных предприятий и служб безопасности

 

Службы безопасности фирм, предприятий, частные охранные предприятия, их ассоциации принимают участие в охране правопорядка по согласованию с правоохранительными органами или с другими организациями, а также по собственной инициативе в соответствии с Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

 

Глава IV. СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ

УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА

 

Статья 13. Меры поощрения и взыскания, применяемые к членам объединений населения по охране правопорядка

 

1. Члены объединений населения по охране правопорядка, активно принимающие участие в борьбе с преступностью, поощряются органами государственной власти Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), местной администрацией, администрацией предприятий, организаций, общественных объединений различными формами материального и морального вознаграждения, в том числе могут представляться к государственным наградам Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

2. К членам объединений населения по охране правопорядка, имеющим свой Устав, могут применяться установленные Уставом взыскания.

 

Статья 14. Ответственность членов объединений населения по охране правопорядка

 

1. Члены объединений населения по охране правопорядка, совершившие правонарушения, подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.

 

Глава V

ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА

 

Статья 15. Финансирование объединений населения по охране правопорядка, имеющих свой устав

 

Финансирование объединений населения осуществляется за счет специальных целевых программ, поступлений от физических и юридических лиц, а равно иных поступлений, не запрещенных действующим законодательством.

 

Статья 16. Материально-техническое обеспечение объединений населения по охране правопорядка

1. Материально-техническое обеспечение объединений населения по охране правопорядка, имеющих статус юридического лица, осуществляется за счет средств, образуемых в соответствии со статьей 25 настоящего закона.

2. Общественные объединения населения по охране правопорядка, являющиеся юридическими лицами, вправе принимать во владение и пользование от государственных или муниципальных, унитарных предприятий и иных собственников транспортные средства, средства связи и иную технику, необходимую для выполнения возложенных на них обязанностей.

Правоохранительные органы могут предоставлять членам объединений населения по охране правопорядка на период проведения совместных мероприятий технические средства в порядке, определяемом соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

 

Статья 17. Меры стимулирования предприятий, оказывающих помощь объединениям населения по охране правопорядка

 

Предприятиям, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, оказывающим объединениям населения по охране правопорядка существенную материально-техническую и финансовую помощь, предоставляются льготы по налогообложению в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Решения о предоставлении налоговых льгот принимает Правительство Республики Саха (Якутия) по представлению местных администраций.

 

Глава VI. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА

 

Статья 18. Надзор за соблюдением законности в деятельности объединений населения по охране правопорядка

 

Надзор за соблюдением законности в деятельности объединений населения по охране правопорядка осуществляется органами прокуратуры.

 

 

Заместитель Председателя

Палаты Представителей

А.ВЛАСОВ

г. Якутск

3 декабря 1996 года

З N 145-I