Закон Республики Саха (Якутия) О профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия)

15 июня 2005 года 243-З N 493-III

 

 

 

ЗАКОН

 

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Принят постановлением

Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия)

от 15.06.2005 З N 494-III

 

Настоящий закон в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью в сфере профилактики правонарушений в Республике Саха (Якутия).

 

Статья 1. Основные направления настоящего закона

 

Основными направлениями настоящего закона являются:

1) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;

2) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных действий;

3) принятие органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, направленных на профилактику правонарушений;

4) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение правонарушений, способствующих подрыву основ конституционного строя, ущемляющих права и интересы человека и гражданина;

5) предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;

6) выявление и пресечение случаев жестокого обращения с несовершеннолетними;

7) профилактика правонарушений, совершаемых лицами, страдающими психическими заболеваниями;

8) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних и лиц, страдающих психическими заболеваниями, в совершение правонарушений и противоправных действий;

9) социально-психологическая реабилитация граждан, находящихся в социально опасном положении;

10) регулирование отношений, возникающих между органами и учреждениями системы профилактики правонарушений, обеспечение координации их деятельности;

11) обеспечение участия граждан в профилактике правонарушений;

12) воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка.

 

Статья 2. Принципы деятельности по профилактике правонарушений

 

Деятельность по профилактике правонарушений организуется органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления и основывается на принципах соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности и демократизма, гласности, гуманности, экономической и социальной целесообразности, индивидуализации и дифференциации мер профилактического воздействия, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан по профилактике правонарушений.

 

Статья 3. Субъекты профилактики правонарушений

 

1. Субъектами профилактики правонарушений являются государственные органы Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления (органы опеки и попечительства, органы общественной самодеятельности населения, иные органы местного самоуправления), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения культуры, спорта и туризма, органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, органы службы занятости, центры профилактики правонарушений, другие органы, учреждения и организации, а также граждане.

2. Полномочия субъектов профилактики правонарушений, порядок их взаимодействия определяются законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

 

Статья 4. Правовая основа профилактики правонарушений

 

Правовую основу профилактики правонарушений составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные законы, нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), настоящий закон и нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия).

 

Статья 5. Формы профилактического воздействия

 

Профилактическое воздействие осуществляется в следующих формах:

1) правовое воспитание и обучение населения;

2) профилактическая беседа;

3) профилактический учет (наблюдение за поведением лица, поставленного на учет, воспитательное воздействие, пресечение антиобщественного поведения, устранение условий, способствующих совершению правонарушений, проведение проверки по месту жительства, работы, учебы);

4) социальная адаптация.

 

Статья 6. Правовое воспитание и обучение населения

 

1. Правовое воспитание населения осуществляется всеми ведомствами и учреждениями системы профилактики правонарушений путем применения различных мер воздействия.

В процессе правового воспитания населения могут участвовать общественные объединения, зарегистрированные в установленном порядке.

2. Обучение основам государственного права в системе общего среднего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется на основе учебных планов и программ.

3. Средства массовой информации могут обеспечивать публикацию аналитических, методических и других материалов о профилактике правонарушений, информировать население о формах и методах самозащиты от преступных посягательств, учитывать заключения субъектов профилактики правонарушений о криминогенном характере отдельных публикуемых материалов.

 

Статья 7. Профилактическая беседа

 

Профилактическая беседа проводится представителями субъектов профилактики правонарушений.

В ходе беседы разъясняются социальные и правовые последствия противоправного поведения, указывается моральная и правовая ответственность за нарушение соответствующих норм права.

 

Статья 8. Профилактический учет

 

1. Постановке на профилактический учет подлежат:

1) дети и подростки с девиантным поведением;

2) лица, освобожденные из мест лишения свободы после отбытия наказания за тяжкие преступления;

3) лица, состоящие под административным надзором;

4) лица, осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

5) лица, обвиняемые в совершении преступления и не взятые под стражу;

6) лица, допустившие в течение года два или более правонарушений общественного порядка, за которые они были привлечены к административной ответственности;

7) лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией, систематически допускающие правонарушения;

8) лица, страдающие психическими расстройствами, представляющие опасность для себя и окружающих, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения;

9) родители или лица, их заменяющие, не выполняющие обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующие совершению ими правонарушений.

2. Меры профилактики правонарушений несовершеннолетних, основания и порядок их применения определяются законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

3. Профилактические меры в отношении лица, поставленного на профилактический учет, включают в себя изучение условий и образа его жизни, наблюдение за его поведением, воспитательное воздействие на него, пресечение фактов его антиобщественного поведения, устранение условий, способствующих совершению им правонарушений.

4. Профилактический учет и связанные с ним меры воздействия, а также продление срока профилактического учета осуществляют органы внутренних дел.

5. Центры профилактики правонарушений осуществляют меры профилактического воздействия в пределах полномочий, установленных настоящим законом.

6. Срок пребывания лица на профилактическом учете составляет не более одного года со дня его постановки на учет.

Основанием продления срока является повторное правонарушение общественного порядка, совершение административного правонарушения в период срока пребывания лица на профилактическом учете. Срок продлевается на период не более одного года с момента совершения правонарушения.

7. Лицо может быть снято с профилактического учета в случае его исправления либо при обстоятельствах, исключающих возможность осуществления такого учета, и по ходатайству общественных организаций, ведомств, учреждений.

 

Статья 9. Социальная адаптация

 

1. Социальная адаптация граждан достигается с помощью системы правовых, социально-экономических, психолого-педагогических, организационных и иных мер, направленных на реализацию конституционных прав и свобод, оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве.

2. Меры по социальной адаптации осуществляются в отношении:

1) безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;

2) граждан, отбывших уголовное наказание;

3) лиц, состоящих на учете за бродяжничество и попрошайничество;

4) несовершеннолетних, подвергнутых принудительным мерам воспитательного воздействия;

5) других категорий граждан, утративших социально-общественные связи.

 

Статья 10. Участие органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в социальной адаптации граждан

 

Участие органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в социальной адаптации граждан осуществляется в формах:

1) создания комиссий по социально-правовой помощи;

2) ведения учета граждан, нуждающихся в социальной адаптации;

3) взаимодействия с общественными объединениями по оказанию содействия гражданам, нуждающимся в социальной адаптации;

4) стимулирования деятельности организаций, предоставляющих рабочие места гражданам, нуждающимся в социальной адаптации;

5) открытия центров социальной адаптации, ночлежных домов и иных специализированных учреждений;

6) осуществления контроля за трудовым и бытовым устройством лиц, обратившихся за помощью;

7) проведения воспитательной работы;

8) в иных предусмотренных законодательством формах.

 

Статья 11. Участие организаций в социальной адаптации граждан

 

Организации всех форм собственности принимают по направлению центров занятости населения или комиссий по социально-правовой помощи по согласованию с центрами занятости населения на работу лиц, нуждающихся в социальной адаптации, предоставляют им места в общежитиях либо иное жилое помещение, создают условия для закрепления их в коллективах учреждений и организаций, проводят с ними воспитательно-профилактическую работу.

 

Статья 12. Профилактика экстремистской деятельности

 

1. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, участвуя в профилактике экстремистской деятельности, в приоритетном порядке осуществляют профилактику правонарушений, способствующих подрыву основ конституционного строя, ущемляющих права и интересы человека и гражданина.

2. Профилактика правонарушений, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется через государственные и муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 13. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

1. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

2. Профилактика правонарушений несовершеннолетних осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

 

Статья 14. Профилактика правонарушений лиц, страдающих психическими расстройствами

 

1. Профилактика правонарушений лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляется органами внутренних дел и учреждениями здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

2. Социальные службы и соответствующие органы управления, а также учреждения здравоохранения, проводя работу с лицами, страдающими психическими расстройствами, не имеют права разглашать сведения о состоянии психического здоровья граждан, обязаны обеспечить тактичное и гуманное отношение к ним.

 

Статья 15. Профилактика правонарушений в семейно-бытовых отношениях

 

Лица, допускающие правонарушения в семейно-бытовых отношениях, подлежат учету в установленном законодательством порядке, с ними ведется профилактическая работа по недопущению противоправного поведения.

 

Статья 16. Профилактика правонарушений против собственности

 

Органы местного самоуправления вправе в целях оказания услуг населению по обеспечению сохранности имущества принимать нормативные правовые акты, направленные на профилактику правонарушений против собственности.

Организации всех форм собственности могут принимать необходимые меры по обеспечению надлежащих условий сохранности своего имущества.

 

Статья 17. Оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и нуждающимся в социально-психологической помощи

 

В системе социальных органов могут создаваться центры, в которых осуществляется помощь лицам, пострадавшим от семейно-бытового дебоширства либо подвергшимся насилию в семье. Центры оказывают социально-психологическую, юридическую и иную помощь обратившимся к ним лицам.

 

Статья 18. Полномочия органов управления образованием и образовательных учреждений, органов по делам молодежи, учреждений культуры, спорта и туризма в сфере профилактики правонарушений

 

1. Учреждения спорта и туризма в пределах предоставленных законодательством полномочий осуществляют:

1) развитие сети физкультурно-спортивных клубных объединений;

2) организацию пропаганды здорового образа жизни;

3) организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий;

4) создание совместно с органами управления образованием и образовательными учреждениями профильных спортивных лагерей для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения культуры в пределах представленных законодательством полномочий:

1) создают условия для привлечения лиц, находящихся в социально опасном положении, к участию в художественной и творческой самодеятельности, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;

2) оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при органах внутренних дел в организации культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, находящимися в указанных учреждениях и центрах.

 

Статья 19. Полномочия органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения в сфере профилактики правонарушений

 

Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения во взаимодействии с другими субъектами профилактики правонарушений участвуют в профилактике правонарушений, борьбе с пьянством, наркоманией, токсикоманией, распространением венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции в пределах предоставленных законодательством полномочий.

Лечебно-профилактические учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности в установленном законодательством порядке сообщают в органы внутренних дел о всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящихся в бессознательном состоянии.

Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения сообщают в органы внутренних дел:

1) о ставших им известными в процессе оказания медицинской помощи (патронажа) фактах преступных посягательств на жизнь (здоровье) гражданина, семейно-бытового дебоширства, насилия в семье, вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) иных противоправных действий;

2) о несовершеннолетних лицах и семьях, находящихся в социально опасном положении.

 

Статья 20. Добровольное участие граждан в профилактике правонарушений

 

1. Добровольное участие граждан в профилактике правонарушений осуществляется в индивидуальной и коллективной формах.

2. Формы индивидуального участия граждан в осуществлении охраны общественного порядка:

1) пропаганда правовых знаний;

2) содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

3) деятельность по профилактике и предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) внештатное сотрудничество с правоохранительными органами (добровольное участие в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих в их штате и действующих под руководством должностных лиц правоохранительных органов);

5) иное участие в осуществлении охраны общественного порядка.

3. Организационные формы коллективного участия граждан в осуществлении охраны общественного порядка:

1) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам;

2) народные дружины.

Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

Народные дружины представляют собой добровольные объединения граждан, создаваемые для участия в осуществлении охраны общественного порядка на соответствующей территории совместно с правоохранительными органами.

4. Государство поощряет создание общественных объединений, народных дружин и участие граждан в профилактике правонарушений путем предоставления льгот согласно законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

 

Статья 21. Центры профилактики правонарушений

 

1. Органами местного самоуправления в целях координационного и методического обеспечения работы по профилактике правонарушений могут создаваться центры профилактики правонарушений, действующие в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом местного самоуправления.

2. В состав центров профилактики правонарушений могут включаться представители общественных объединений, коллективов учреждений и организаций, педагоги, психологи, наркологи, специалисты по работе с молодежью, а также по согласованию представители правоохранительных органов.

3. Центр профилактики правонарушений:

1) осуществляет мониторинг социальных явлений криминогенного характера;

2) анализирует криминогенную ситуацию на своей территории;

3) координирует профилактическую деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений;

4) участвует в правовом воспитании и обучении населения;

5) вносит в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по вопросам борьбы с правонарушениями, разрабатывает планы профилактической работы на своей территории;

6) осуществляет иные виды деятельности, не противоречащие законодательству.

 

Статья 22. Гарантии прав граждан при осуществлении мер профилактического воздействия

 

1. При осуществлении мер профилактического воздействия не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, в том числе жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение, нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободного передвижения и выбора места жительства, а также неприкосновенности личности и жилища, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

2. Гражданин вправе обжаловать действия субъектов профилактики правонарушений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 23. Основания и порядок использования финансовых средств

 

Основания и порядок использования финансовых средств на финансирование расходов, связанных с профилактической деятельностью, определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления.

 

Статья 24. Фонды содействия профилактике правонарушений

 

1. Юридические и физические лица вправе создавать на территории Республики Саха (Якутия) некоммерческие организации - фонды содействия профилактике правонарушений.

2. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать фондам содействия профилактике правонарушений экономическую поддержку в различных формах, в том числе предоставлять в соответствии с законодательством:

1) льготы по уплате налогов и иных сборов и платежей;

2) иные льготы, включая полное либо частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом.

3. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут в соответствии с законом предоставлять гражданам и юридическим лицам, оказывающим фондам содействия профилактике правонарушений материальную поддержку, льготы по уплате налогов.

4. Предоставление в индивидуальном порядке льгот по уплате налогов не допускается.

 

Статья 25. Координация работы по профилактике правонарушений и контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики правонарушений

 

1. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления, а также общественные организации (женсоветы, советы отцов, молодежные организации и другие организации) в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики правонарушений.

2. Координацию работы по профилактике правонарушений осуществляет рабочий орган, создаваемый Правительством Республики Саха (Якутия).

Полномочия указанного органа определяются законодательством Республики Саха (Якутия).

 

Статья 26. Ответственность за превышение полномочий в процессе осуществления мер профилактического воздействия

 

Лица, превысившие свои полномочия в процессе осуществления мер профилактического воздействия, несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

Статья 27. Вступление в силу настоящего закона

 

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Республики Саха (Якутия)

В.ШТЫРОВ

г. Якутск

15 июня 2005 года

243-З N 493-III