Стандарт открытости исполнительных органов

Утвержден
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 апреля 2015 г. № 128
 
СТАНДАРТ
ОТКРЫТОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
 
I. Общие положения
 
1.1. Стандарт открытости исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) устанавливает основные принципы, задачи, требования к открытости исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), предполагающие организацию их деятельности на основе прозрачности и подотчетности, развития форм участия граждан, общественных организаций и предпринимательского сообщества в управлении, а также использования современных информационных технологий в осуществлении взаимодействия с гражданами, институтами гражданского общества, экспертами и средствами массовой информации.
1.2. Определить основными принципами открытости исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия):
принцип информационной открытости - своевременное предоставление информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), доступ к которой специально не ограничен нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), которая является открытой, общедоступной и достоверной, в формате, удобном для ее поиска, обработки и дальнейшего использования, в том числе в форме открытых данных;
принцип понятности - представление целей, задач, планов и результатов деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом информации о деятельности указанных органов власти;
принцип вовлеченности гражданского общества - обеспечение возможности участия граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений с целью учета их мнений и приоритетов, а также создания системы постоянного диалога;
принцип подотчетности - раскрытие исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечивающей возможность осуществления гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом контроля за их деятельностью.
1.3. Исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия) необходимо решить следующие задачи:
обеспечение полноты, достоверности, объективности и своевременности предоставления информации о своей деятельности, подлежащей раскрытию в обязательном порядке в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
совершенствование технологии предоставления и разъяснения информации путем расширения способов и форм ее получения разными пользователями и группами пользователей с обеспечением возможности выбора удобного формата, доступности, простоты, понятности и визуализации предоставленной информации;
повышение доступности открытых государственных данных для использования гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом с обеспечением свободного доступа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") к открытым данным, без каких-либо ограничений на их безопасное использование;
совершенствование процессов публикации и инфраструктуры открытия данных с определением приоритетов их формирования и раскрытия с учетом их ценности для общества и затрат на открытие, в том числе на основе обратной связи с пользователями, с повышением качества опубликованных данных, переводом их в более удобные форматы, добавлением описания (классификации) и интеграцией (связкой) данных из разных наборов;
внедрение процессов и инфраструктуры, в том числе электронных сервисов и услуг, для проведения публичных онлайн-консультаций с гражданами и организациями, а также осуществление онлайн-информирования, обслуживания и предоставления информации о деятельности исполнительного органа государственной власти с одновременным упрощением способов взаимодействия с гражданским обществом;
обеспечение объективности, непредвзятости и публичности процедур формирования общественных, экспертных и консультативных советов (комиссий, рабочих групп), создаваемых при исполнительных органах государственной власти, наделение их необходимыми полномочиями, учет мнений этих советов при принятии решений;
формирование и развитие действенных механизмов оперативного реагирования на обращения граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества по существу поставленных в обращениях вопросов;
совершенствование форм, методов и способов работы со средствами массовой информации, социальными сетями и форумами в сети "Интернет".
1.4. Считать основными механизмами решения задач открытого государственного управления:
организацию работы портала "Открытое Правительство";
раскрытие информации о принципах и объемах расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
сокращение цифрового неравенства и развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
взаимодействие с общественными советами и Общественной палатой Республики Саха (Якутия);
обеспечение информационной открытости;
привлечение общественности и экспертного сообщества к разработке управленческих решений;
совершенствование кадрового потенциала государственной гражданской службы;
рассмотрение обращений граждан и организаций;
организация работы с референтными группами;
мониторинг и оценка открытости исполнительных органов государственной власти
1.5. Требования к открытости исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) предполагают обязательные к исполнению действия в соответствии с принципами и задачами открытости государственного управления.
 
II. Организация работы портала "Открытое Правительство"
 
2.1. Портал "Открытое Правительство", как подсистема официального информационного портала Республики Саха (Якутия), содержит следующий минимальный функционал:
2.1.1. Размещение в электронном виде для их общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), затрагивающих основные направления социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и (или) касающихся общественно значимых вопросов, защиты прав и законных интересов человека и гражданина, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, в установленные законодательством порядки и сроки.
2.1.2. Размещение нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы граждан, для проведения независимой экспертизы, в установленные законодательством порядки и сроки.
2.1.3. Размещение в доступной и понятной форме (с использованием инфографики, коротких пояснений, интерактивных инструментов, гиперссылок) отчетности о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
2.1.4. Обеспечение возможности электронного голосования по оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и качества оказания государственных услуг подведомственными им учреждениями.
2.1.5. Возможность направления гражданами и организациями общественных инициатив - предложений по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и отдельных территорий, совершенствования государственного и муниципального управления и организации обратной связи с инициаторами предложений.
 
III. Раскрытие информации о принципах и объемах расходования
средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)
 
3.1. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) обеспечивают обнародование на Едином портале бюджетной системы Республики Саха (Якутия) и официальных сайтах следующей информации:
3.1.1. Перечень мероприятий с указанием объектов и источников финансирования по курируемым государственным программам Республики Саха (Якутия).
3.1.2. Отчет об использовании бюджетных средств на реализацию курируемых государственных программ Республики Саха (Якутия) за истекший период.
3.1.3. Порядки предоставления и распределения субсидий и грантов юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в разрезе каждой категории потенциальных получателей (при их наличии).
3.1.4. Итоги распределения средств субсидий и грантов, предоставляемых на конкурсной основе и краткие отчеты об их использовании (при их наличии).
 
IV. Сокращение цифрового неравенства и развитие
многофункциональных центров предоставления
государственных и муниципальных услуг
 
4.1. В целях повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг основными задачами органов государственной власти и органов местного самоуправления являются:
4.1.1. Сокращение цифрового неравенства на территории Республики Саха (Якутия) путем обеспечения широкополосного доступа к сети Интернет во всех городских округах и муниципальных районах, в том числе в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах Республики Саха (Якутия).
4.1.2. Оказание государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия) в режиме "одного окна" и в электронном виде.
4.1.3. Расширение сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и центров общественного бесплатного доступа к сети Интернет.
4.2. Исполнительные органы государственной власти содействуют проведению независимой оценки качества оказания государственных услуг и обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений получателями услуг и иными гражданами о качестве оказания этих услуг, в том числе путем привлечения общественных советов при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия).
 
V. Взаимодействие с общественными советами
и Общественной палатой Республики Саха (Якутия)
 
5.1. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) привлекают членов общественных советов, Общественной палаты Республики Саха (Якутия) к деятельности координационных и межведомственных совещательных органов.
5.2. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) обеспечивают:
5.2.1. Возможность рассмотрения отчетов о своей деятельности, а также рассмотрения наиболее важных вопросов, касающихся деятельности курируемых отраслей, на заседаниях Общественной палаты Республики Саха (Якутия), общественного совета при исполнительном органе государственной власти.
5.2.2. Участие членов общественных советов при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия) в общественном (публичном) обсуждении проектов нормативных правовых актов, проведении ежегодных отчетов исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) перед населением и трудовыми коллективами.
5.3. Информация о решениях, принятых общественными советами при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия) размещается в публичном доступе. Для обеспечения информационной открытости деятельности общественных советов используются информационные ресурсы, имеющиеся в распоряжении соответствующих исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
5.4. Организационно-техническое обеспечение деятельности общественных советов осуществляют исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия), при которых созданы общественные советы.
5.5. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) обязаны рассматривать рекомендации общественных советов, Общественной палаты Республики Саха (Якутия) в установленные законом сроки и размещать информацию по итогам рассмотрения рекомендаций на своих официальных сайтах в сети "Интернет".
 
VI. Обеспечение информационной открытости
 
6.1. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) размещают полную, актуальную и достоверную информацию о своей деятельности в сети "Интернет" и в средствах массовой информации, в том числе обеспечивают:
6.1.1. Доступ к информации в соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
6.1.2. Своевременное предоставление информации по запросам граждан, общественных организаций, иных институтов гражданского общества и средств массовой информации (далее - СМИ), в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
6.1.3. Возможность для освещения деятельности государственными и негосударственными СМИ.
6.1.4. Возможность присутствия представителей СМИ на совещаниях (включая заседания коллегиальных и общественных органов), конференциях, пресс-конференциях и других мероприятиях, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
6.2. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) рассматривают критические публикации и резонансные вопросы, в том числе в СМИ, теле- и радиопередачах, касающиеся своей деятельности и не позднее двух недель с момента опубликования материалов направляют в соответствующие СМИ обоснованные ответы или опровержения.
6.3. Заседания Правительства Республики Саха (Якутия) по рассмотрению наиболее важных решений, касающихся социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), должны предусматривать возможность использования современных информационно-телекоммуникационных технологий (видеоконференц-связь, автоматизированные рабочие места для участников совещаний, онлайн-трансляция в сети "Интернет").
6.4. В целях последовательного повышения качества работы со СМИ руководители исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) не реже двух раз в год проводят совещания с руководителями и редакторами СМИ по вопросу улучшения информационного обмена.
6.5. В целях размещения информации о своей деятельности исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) могут использовать дополнительные современные технические средства. Использование современных технологий должно обеспечивать удобство, как для пользователей, так и для представителей исполнительных органов государственной власти, упрощая процесс своевременного обновления информации, позволяя использовать инфографику, интерактивные карты и другие наглядные инструменты доведения информации до пользователя.
 
VII. Привлечение общественности и экспертного
сообщества к разработке управленческих решений
 
7.1. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) обеспечивают:
7.1.1. Проведение общественного (публичного) обсуждения наиболее важных проектов решений, касающихся социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
7.1.2. Проведение независимой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы граждан, вопросы экологической безопасности региона, оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
7.1.3. Сбор, анализ и учет предложений граждан, организаций по вопросам, касающимся деятельности курируемых отраслей, и дальнейшее опубликование на официальных сайтах.
7.2. Целью общественного обсуждения является привлечение граждан к обсуждению социально значимых проектов, выявление общественного мнения, учет предложений и замечаний различных социальных групп. Обязательным элементом является публикация отчета о поступивших предложениях и принятого решения по результатам общественных (публичных) обсуждений.
 
VIII. Совершенствование кадрового потенциала
государственной гражданской службы
 
8.1. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) с целью повышения кадрового потенциала государственной гражданской службы, роста компетентности и эффективности деятельности государственных гражданских служащих обеспечивают:
8.1.1. Опубликование в СМИ и на официальном сайте информации о текущих вакансиях на замещение должностей с квалификационными требованиями к кандидатам, проводимых конкурсах и их результатах.
8.1.2. Включение в состав конкурсных комиссий для проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы независимых экспертов и представителей общественных советов при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия).
8.1.3. Формирование культуры открытости у государственных гражданских служащих путем соблюдения служебной этики, культуры и принципов открытости в работе, организации профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации и специального обучения, проведения семинаров и других мероприятий.
 
IX. Рассмотрение обращений граждан и организаций
 
9.1. Работа с обращениями граждан, общественных организаций и предпринимательского сообщества должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать реализацию прав пользователей на своевременное получение интересующей их достоверной информации в удобном виде.
9.2. Исполнительные органы государственной власти обеспечивают возможность направления гражданами и организациями обращений в письменной форме, в форме электронного документа, а также в рамках устного и личного обращения в зависимости от типа запрашиваемой информации.
9.3. В целях развития технологий взаимодействия исполнительным органам государственной власти рекомендуется внедрять:
сервис уведомления о получении и номере регистрации запроса, направленного в электронном виде;
сервис отслеживания прохождения запроса в исполнительном органе государственной власти;
специальный порядок, предусматривающий правило размещения информации на официальном сайте ведомства и сети "Интернет" в случае получения неоднократных однотипных запросов.
9.4. В соответствии с действующим законодательством к должностным лицам исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за совершение действий, препятствующих реализации права граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов, могут быть применены меры уголовной и административной ответственности.
 
X. Организация работы с референтными группами
 
10.1. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) проводят выявление и формирование референтных групп - "целевых" аудиторий, на которые направлена их деятельность.
10.2. Основной формой работы органов государственной власти с референтными группами являются опросы, анкетирование, очные совещания. В соответствии с интересами и потребностями референтных групп рекомендуется формировать специальные механизмы взаимодействия и коммуникаций.
10.3. К заинтересованным референтным группам следует отнести экспертов, научную и гражданскую общественность, представителей бизнес-сообщества, средств массовой информации, молодежи и иных социальных групп.
 
XI. Мониторинг и оценка открытости исполнительных
органов государственной власти
 
11.1. Эффективность и результативность реализации настоящего Стандарта оценивается ежегодно Правительством Республики Саха (Якутия) на основе утвержденных показателей исходя из соответствия фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) с их целевыми значениями.
11.2. Общественный мониторинг и оценка деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по реализации настоящего Стандарта проводится Общественной палатой Республики Саха (Якутия) и общественными советами при исполнительных органах государственной власти не реже одного раза в год.
11.3. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) ежеквартально проводят анализ реализации требований настоящего Стандарта и исполнения мероприятий календарных графиков.