Семенова А. В те суровые годы… / А. Семенова // Юность Севера. – 2004 – 28 августа.

В ТЕ СУРОВЫЕ ГОДЫ…

Когда началась война, мне было шесть лет. Мой отец Яков Григорьевич Семенов в то время работал бригадиром в колхозе – «Кыhыл Толоон». Он получил повестку одним из первых. Хотя я была маленькой, отчетливо помню события тех дней. Мы, дети, сразу поняли, война – это что-то страшное, печальное и горькое, если нам не дают играть, взрослые плачут и переживают. С самого раннего детства мы видели слезы, горе и страдания. Беда не обошла стороной и нашу семью: мой отец не вернулся с той страшной войны. Моя мама, Агафья Алексеевна Семенова, совсем молодой осталась вдовой. В колхозе остались одни дети и женщины, даже стариков было мало. Семьи фронтовиков жили на ферме, так как нужно было содержать скот, сохранить его; чтобы обеспечить воинов продуктами питания.

Нам твердили: нужно помочь фронту, все на защиту Родины. Мы с мала до велика трудились: зимой помогали чистить коровник, кормить скот, а весной, когда рождались телята, все заботы о них полностью передавались нам. Сохранить их без потерь было нашей главной задачей. Семьям не разрешалось забивать даже свой собственный скот. По этой причине все сильно голодали. Раньше муку возили с Украины и Белоруссии, а они были растоптаны фашистами. Многие в те годы умерли с голоду. Если кто-то болел, не было никакой медицинской помощи. Многие наши ровесники не смогли дожить до наших дней. Некоторые из них, к сожалению, не увидели того радостного дня – Дня Победы.

Мы не имели возможности во время поступить в школу, так как у нас не было одежды, не просто приличной, а вообще. Ближайшая Эльгяйская средняя школа находилась в десяти километрах от нашей деревни. Мне удалось попасть в школу в восемь лет. Только круглым сиротам предоставляли интернат, и таких было очень много. Чтобы дать мне образование, мама устроилась уборщицей в школе. Мы жили во дворе школы в маленькой сторожке. Хлеб нам давали по карточкам. Мама была большой мастерицей, шила людям на заказ. А те в свою очередь расплачивались с ней едой, потому мы и выжили.

Каждое лето выезжали в колхоз. Дети работали наравне со взрослыми: летом – на сенокосе, помогали дояркам, пасли коров, ухаживали за огородом, собирали колосья. Вечером сдавали их бригадиру, взвешивали, вели строгий учет. А осенью выходили на сбор ягод, их тоже сдавали для фронта. Мы знали, если соберем много зерна – обеспечим хлебом, заготовим сена – мясом, ягоды – витаминами. И даже во время каникул не отдыхали, ухаживали за телятами, весной вывозили навоз на пашни. Одно знали крепко, так мы помогаем фронту, обеспечиваем солдат, которые проливают кровь, защищая Родину. Мы, как и все дети военного времени, отличались мужеством, стойкостью, трудолюбием, работоспособностью, отзывчивостью и сознательностью.

БРИГАДИР

Бригадиром нашего звена мы выбрали своего одноклассника, строгого и требовательного Мишу Егорова. Он очень ответственно относился к своему поручению, отличался организаторскими способностями. Каждое утро приходил на поле раньше всех, планировал рабочий день, ставил норму. И пока мы не выполним норму, с места работы не уходили. Нас, маленьких, было много, весь этот непосильный труд давался нам очень тяжело, и наш бригадир, сам наш ровесник, очень хорошо это понимал. Поэтому старался организовать работу так, чтобы более старшие и сильные помогали слабым. В суровые годы войны это стало нашим твердым законом. В то время не было места индивидуализму и эгоизму, мы все делали сообща.

В жаркие летние дни, когда особенно хочется окунуться в прохладную речку, мы во время обеденного перерыва бегали купаться за три километра. Однажды к нам пришел председатель колхоза Никифор Иванович Егоров, родной дядя нашего бригадира. Обнаружив, что нас нет на рабочем месте, он вычеркнул пять трудовых дней у нашего бригадира, тем самым наказав его за легкомыслие. Помню, мы все почувствовали свою вин, и, с купалкой было покончено.

Впоследствии Миша закончил Благовещенский педагогический институт, работал в родной Эльгяйской школе учителем физики. В 24 года ему доверили пост заведующего районным отделом народного образования Сунтарского района. С тех пор Михаил Иванович – ответственный работник райкома, горкома, обкома партии, I заместитель министра народного образования PC (Я), затем I заместитель генерального директора Объединения АХОД Президента и правительства PC (Я). Закалка военного времени многим из нас помогла выдержать сложные жизненные испытания, хорошо учиться и ударно трудиться, быть примером во всех делах. Яркий пример тому – наш одноклассник Михаил Егоров.

ВКУС КАШИ МОЕГО ДЕТСТВА

Директором нашей школы в то время работал Яков Иванович Алексеев. Зимой во время учебы в школе нас кормили жидкой пшеничной кашей. Вот эта каша нас и спасла от голодной смерти. За всю свою жизнь я не пробовала такой вкусной каши! Ее раздавали ежедневно по половине кружки. Весной, когда у нас развивалась жесточайшая цинга, Яков Иванович умудрялся найти специально заготовленное на зиму кислое молоко и велел добавлять в кашу. У нас сразу улучшалось самочувствие. Сегодня с большой благодарностью вспоминаем Якова Ивановича за заботу о нас и эту пшеничную кашу с кислым молоком. Благодаря его усилиям, мы остались живы и учились с успехом, не имея ни учебников, ни тетрадей, ни чернил и ручек. Яков Иванович доставал ручки с перьями, иногда чернила, тетрадями служили газетные листы.

Даже во время учебы не переставали помогать фронту. Взрослые и девочки старших классов шили теплую одежду для солдат. А мы возили эти вещи на санках в сельсовет и вели учет. Многие женщины не умели читать и писать. Мы за них писали письма на фронт, читали вслух письма, помогая людям переписываться. Постоянно организовывали громкую читку информационных сообщений с фронта, о победах нашей доблестной Советской Армии. Благодаря этом39 люди находились в курсе всех фронтовых событий.

Хотя рядом не свистели пули и не взрывались снаряды, мы часто сталкивались со смертью лицом к лицу. Многие умерли с голода, болезней и невыносимых условий. Но никто не жаловался вслух, все прекрасно понимали – время военное. Люди работали, не считаясь со временем и отдыхом.

Обо всем этом свидетельствует наш замечательный музей, созданный педагогом-энтузиастом Е. К. Аввакумовым при поддержке общественности. В ходе неустанного кропотливого труда за все эти годы собран уникальный исторический материал. Жители села и молодое растущее поколение гордятся своими музеями и уверенно продолжают добрые дела своих старших наставников.

Победу мы встретили учениками II класса. В честь этого великого праздника нас приняли в пионеры. Начались мирные будни, наполненные заботами о восстановлении родного края. Весь Советский Союз начал свою созидательную деятельность. И мы, дети военных лет, не остались в стороне от всех этих радостных событий. Сегодня гордимся тем, что считаемся детьми войны, внесшими свою лепту в приближении Победы над фашистской Германией. Теперь мы, ветераны тыла, которые в детстве, несмотря на малолетний возраст, сделали все, чтобы не дать врагу растоптать свою Родину.

Анна Яковлевна СЕМЕНОВА,

Отличник просвещения РСФСР,

заслуженный учитель

школ ЯАССР,

старший преподаватель кафедры УО ФУОС ПИ ЯГУ.

г. Якутск.

Юность Севера. – 2004. – 28 августа.