«Власть и общество должны шагать навстречу друг к другу». Послание Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова Государственному Собранию (Ил Тумэн)

Ытыктыбыллаах бар дьонумСахам сирин олохтоохторо!

Убаастабыллаах дьокутааттар!

Уважаемые народные депутаты, члены Правительства республики,
главы муниципальных образований, представители общественности!

Дорогие жители Республики Саха (Якутия)!

 

Обращаясь к вам с очередным Посланием, представляю свое видение дальнейшего развития республики, состояние качества жизни и перспективы нашей совместной работы.

 

В значительной мере Послание – это итоги, выводы из нашей с вами общей деятельности, осмысление проблемных вопросов, общения с населением.

 

Если внимательно проанализировать все предыдущие программные выступления, то можно сделать следующий вывод.

 

С одной стороны, каждое из них обращено к обществу – говорит о важности проявления инициативы и результативности труда, гражданской активности, консолидации совместных усилий, повышении конкурентоспособности.

 

С другой стороны, они нацелены, прежде всего, на решение социально значимых задач, на улучшение качества жизни людей, на мобилизацию органов власти. Из раза в раз перед чиновниками всех уровней ставятся требования – не расслабляться, быть ответственными за судьбы людей, оперативно и безошибочно выполнять свою работу.

 

Как неоднократно говорилось, главным слагаемым успешной и благополучной жизни для нас является повсеместное взаимодействие общества и власти, их максимально возможное движение навстречу друг другу. На любой шаг, предпринятый органами власти в интересах граждан, общество должно отвечать встречным шагом. На любой шаг конкретного человека или группы людей, пытающихся решать свои проблемы самостоятельно, опираясь на существующие механизмы государственной поддержки, органы власти должны делать два встречных шага.

 

После развала Советского Союза и кризиса девяностых годов разочарование народа во власти оказалось очень глубоким. Тогда были утрачены великие идеалы, разрушены ценности, забыты цели. Миллионы людей остались одновременно без прошлого и без будущего. Непродуманные реформы, разгул коррупции и беззакония, резкое снижение социальной поддержки привели нас к тому, что многие перестали верить в торжество закона, в справедливость государства, а самое главное – в свои собственные силы и возможности. Естественно ни о какой массовой гражданской ответственности тогда не могло идти и речи.

 

Другой, более свежий пример – опыт некоторых европейских государств, где в условиях мирового финансового кризиса, правительства прибегли к политике «затягивания поясов».  Но практика показывает, что сокращение бюджетных расходов и сворачивание социальных программ не улучшили ситуацию в этих государствах. Потому что когда власти начинают экономить на своих гражданах, бессмысленно ждать от них экономической инициативы. Следовательно, это не приводит к увеличению количества рабочих мест, повышения производительности труда и росту экономики.

 

Несмотря на все имеющиеся трудности, руководством Российской Федерации и руководством республики в настоящее время проводится политика, имеющая ярко выраженную социальную направленность. Прежде всего потому, что улучшение жизни людей – это основная задача власти в принципе. Но еще и потому что всякую экономику двигают вперед в первую очередь сами люди.

 

И всерьез рассчитывать на успех можно лишь в том случае, если власть сумеет создать условия для самореализации граждан, сформировав комфортную для этого среду. Происходить это должно за счет постепенных структурных преобразований внутри отраслей экономики, совершенствования государственного и муниципального управления. А дальше – за счет повышения мотивации каждого члена общества, к более качественному и производительному труду, нацеленного на повышение конкурентоспособности и ответственности за конечный результат.

 

Но при всем при этом, уважаемые коллеги, социальная политика государства обязана быть разумной, эффективной, она не может противоречить рыночным законам и правилам. Она должна сигнализировать обществу, что патернализм, иждивенческий подход уходят в прошлое, что сегодня исключительный смысл приобретает экономическая свобода, которая дает возможность человеку раскрыться и своим трудом создавать собственное благополучие.

 

Государство сегодня прикладывает усилия для улучшения жизни граждан по всем направлениям.

Для этого реализуются Указы Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года. Надеемся на подержку в этом и со стороны общества.

 

Уважаемые коллеги!

 

В Республике Саха (Якутия) к настоящему моменту определены все стратегические приоритеты экономического и социального развития. Мы живем в самом крупном субъекте Российской Федерации, который условно можно разделить на четыре исторически сложившихся пространственных сегмента.

 

Первый– это промышленные районы, где сосредоточены основные производственные и человеческие ресурсы, связанные с развитием богатейшей минерально-сырьевой базы республики.

 

Второй– аграрные районы, территории исконного проживания коренных народов, занимающихся преимущественно сельскохозяйственным трудом.

 

Третий– город Якутск, деловой и административный центр, где проживает около трети населения республики.

 

И наконец, четвертый – арктическая зона, которой, если называть вещи своими именами, на протяжении последних двадцати лет не уделялось достаточного внимания.

 

Несмотря на общие проблемы и общие задачи, территориальные контрасты в республике до сих пор сильны.

 

Исходя из этого, у руководства республики сегодня есть четкое понимание того, что для более равномерного и последовательного развития, для скорейшего достижения поставленных целей, необходимо одинаково интенсивно решать проблемы на всей территории нашего северного края. И мы стремимся к этому.

 

Судьба промышленных районов с точки зрения намеченных планов прямо зависит от темпов реализации крупных проектов в рамках «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 года». И одним из определяющих факторов здесь является то, насколько быстро и результативно заработает обновленная модель государственной политики Российской Федерации в отношении Дальнего Востока.

 

Успешное IPOакций АЛРОСА еще раз подтвердило перспективность и долгосрочный характер ведения крупного бизнеса в Якутии, даже несмотря на влияние кризиса мировой экономики.

 

В меру имеющихся возможностей мы начали снимать напряжение по застарелым проблемам, которые существуют в Нерюнгри, Мирном и других наших промышленных моногородах.

 

В связи с этим, считаю необходимым продолжить предпринятые шаги, направленные на диверсификацию экономики и улучшение инвестиционного климата в этих районах.

 

Некоторые предприятия в Центральной, Западной и Южной Якутии, где уже существуют несырьевые производства или предполагается их создание, имеют объективные шансы войти в создаваемую сейчас федеральную сеть территорий опережающего экономического развития с особыми льготными условиями налогообложения. Республика Саха (Якутия) обязана начать этот процесс в этом году, делая ставку на производство ювелирных и базальтовых изделий, судостроение, обрабатывающую промышленность. Ключевую роль в обеспечении эффективности экономики призвано выполнить реанимированное  Министерству промышленности Республики Саха (Якутия).

 

В отношении сельских территорий в 2012-2013 годах задан принципиально новый вектор государственной политики республики, суть которой изложена в указах Президента РС(Я) «О комплексных мерах по развитию села» и «О дополнительных мерах по устойчивому развитию села».

 

2013 год, объявленный в республике Годом села, при всех определенных недоработках и отдельных упущениях, сыграл весомую мобилизующую роль. Он объединил сельских тружеников, мотивировал на возрождение и расширение производства, благоустройство населенных пунктов, решение других локальных вопросов.

 

Сегодня на местах появляется понимание, что сельское хозяйство – это не просто традиционный уклад, но еще и отрасль экономики, которая в нашей стране уже двадцать с лишним лет носит рыночный характер. А значит, чтобы сделать аграрный сектор доходным, прибыльным, нужно вкладываться в его развитие. Мы слишком долго тратили силы и средства на выживание этой традиционной отрасли. Благодаря этому, в 90-е – 2000-е годы нам удалось сохранить базу сельского хозяйства. Но теперь селу нужны инвестиции и решительный переход к активным действиям.

 

Республика впервые за два десятилетия начала инвестировать средства в производственную инфраструктуру села.

 

Следующим шагом со стороны власти станет принятие закона «О сельском хозяйстве в Республике Саха (Якутия)», работу над которым надо завершить в этом году. Этот нормативный правовой акт должен урегулировать полномочия по поддержке сельхозпроизводства на республиканском, районном и поселенческом уровнях, окончательно перевести наше сельское хозяйство на рыночные рельсы и стать основой основ всех дальнейших преобразований в рамках объявленной Пятилетки устойчивого развития села.

 

Город Якутск, имеющий статус столицы республики, также остается для нас территорией особого внимания.

 

В доказательство этих слов приведу следующие цифры. Только за 2011-2013 годы на объекты капитального строительства в городе Якутске направлено свыше 46% средств от общего объема капитальных вложений, предусмотренных Инвестиционной программой РС(Я).  В абсолютных цифрах это 24,5 млрд. рублей.

 

С прошлого года норматив зачислений налога на доходы физических лиц в бюджет городских округов республики увеличен до 50%, тогда как в бюджеты поселений зачисляется 40%. В 2013 году это обеспечило дополнительное поступление налоговых доходов в бюджет города Якутска в размере более 1 млрд. рублей. Кроме того, городу Якутску в связи с осуществлением столичных функций ежегодно предусматривается субсидия из государственного бюджета РС(Я) в размере 5% от общего объема фактических налоговых доходов за предыдущий год.

 

В 2016 году город Якутск примет VIМеждународные спортивные игры «Дети Азии». Это спортивное событие, как и в прошлые годы, станет еще одним стимулом для улучшения внешнего облика столицы нашей республики, проявления активности ее жителей.

 

Руководству города даны все без исключения возможности и ресурсы, чтобы решить все проблемные вопросы, которые ставят жители столицы.

 

Не осталась без внимания и Арктическая зона. Конечно, пока тяжело говорить о каких-то разительных переменах. Но впервые за долгие годы в арктических улусах республики начали строиться капитальные объекты – жилые дома, котельные, школы, детские сады.

 

В силу объективных факторов Арктика – это сложный и очень уязвимый, но при этом стратегически важный регион. Именно здесь и лежит главное противоречие сегодняшней жизни. Из-за своей специфики проекты по развитию арктических территорий изначально неконкурентоспособны. Без государственной поддержки тут не обойтись. Пока в Арктической зоне, по важным критериям, определяющим уровень жизни, мы немного отстаем. Но необходимо помнить, что люди живут не экономическими показателями, а в реальных жизненных условиях.

 

Нам удалось добиться, чтобы в проекте нового ФЗ «Об Арктической зоне РФ» в состав арктической зоны вошли территории всех 13 улусов республики, расположенных севернее Полярного круга. Мы и дальше будем работать в этом направлении.

 

Сегодня Правительством республики разрабатывается республиканская программа социально-экономического развития арктических территорий на 2014-2016 годы и основные направления на период до 2020 года. После утверждения программа должна начать работать в самые короткие сроки. В том числе через освоение месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне.

 

В текущем году в Правительство Российской Федерации будут представлены предложения по созданию федерального арктического научно-исследовательского центра в поселке Тикси.

 

Также нашим стратегическим приоритетом остается государственная поддержка развития языков, самобытной культуры и традиций народов Севера. В этом направлении за минувшие годы сделано достаточно много. Вместе с тем особое внимание необходимо обратить на следующие моменты:

 

Во-первых, на основе комплексного подхода по вопросам национально-культурного развития создать все необходимые условия для активной работы института Уполномоченного по правам коренных народов Севера.

 

Во-вторых, в целях пропаганды и популяризации традиционной национальной культуры необходимо завершить проект по созданию национального Театра народов Севера.

 

В-третьих, для сохранения уникального духовного и культурного наследия Арктики поручаю создать Международный центр культуры народов Арктики на базе Арктического государственного института искусств и культуры.

 

В-четвертых, для развития человеческого и кадрового потенциала, внедрения международных стандартов образования, сохранения культуры и традиций коренных народов необходимо реализовать проект создания Международной арктической школы для одаренных детей народов Севера.

 

Таким образом, в 2014 году, в Год Арктики будет положен основной задел на перспективу, направленный на развитие арктических районов, на получение ощутимого для населения положительного результата.

 

Дорогие друзья!

 

Мы предпринимаем значительные усилия по формированию конкурентоспособной эффективной экономики и повышению уровня жизни жителей республики.

 

В 2022 году мы отметим 100-летний юбилей образования республики. Уже сегодня нам необходимо оперативно решить все имеющиеся организационные вопросы по реализации этого проекта будущего. Определены цели и задачи, которые отражены в соответствующем Указе Президента Республики Саха (Якутия).

 

Первое. К празднованию столетия мы должны завершить фундаментальный научный труд «История Якутии». Очевидно, что объективная и справедливая оценка тех или иных исторических событий возможна лишь при использовании хорошо изученных фактов, объективных факторов и при полном исключении субъективизма, связанного с разными идеологическими догмами.

 

Второе. Мы делаем все возможное и готовы искать новые пути решения жилищных проблем населения республики. Поэтому к празднованию юбилея ставлю задачу завершить снос аварийного жилья. Это очень сложное, но реальное дело.

 

Третье. Поступательно создаются все условия по повышению доступности жилья и стимулированию жилищного строительства - в 2014 году будет обеспечен ввод 450 кв. м жилья. К юбилейной дате мы должны удвоить этот важный для людей показатель.

 

Следующее. Устранить проблему обеспеченности детскими садами. Для этого необходимо проанализировать темпы реализации пилотного проекта строительства дошкольных образовательных учреждений совместно с Правительством РФ и Всемирным банком.

 

Пятое. Нам необходимо минимизировать проблему транспортной доступности, развивать логистические центры на всей территории республики.

 

Далее. Предстоит построить важные социальные объекты: детский Перинатальный, Онкологический, Кардиологический  центры, Дворец молодежи и спортивные объекты. Все организационные вопросы по реализации данных проектов в жизнь необходимо также решить в текущем году.

 

Согласитесь, задачи поставлены очень серьезные, но вполне решаемые, если широкая общественность, жители наших сел, поселков и городов республики активно включатся в их реализацию.

 

8 лет (2922 дня) – это исторически короткий срок, и все наши дальнейшие действия должны быть подчинены общим целям и задачам, чтобы превратить подготовку 100-летия Якутской АССР в действительно всенародное движение.

Для того, чтобы данный проект был реализован, просил бы правительство и парламент проявить творческий подход и найти оптимальные  решения.

 

Уважаемые участники заседания!

 

Подводя итоги и оценивая основные результаты социально-экономического развития республики в 2013 году, есть все основания заявить, что в истекшем году продолжился взятый нами курс на обеспечение высоких устойчивых темпов роста, макроэкономической сбалансированности, модернизации и диверсификации экономики. Это при всех объективных трудностях, связанных с природно-климатическими явлениями.

 

Мы сохранили положительную динамику качественных показателей, вошли в 20-ку стабильно развивающихся российских регионов. Благодаря Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 года в республику уже привлечено порядка 1,2 трлн. рублей, а доходная часть бюджета значительно увеличилась.

 

Наш фундаментальный экономический приоритет - привлечение инвестиций в экономику республики. Их общий объем в 2013 году составил 190 млрд. рублей. В 2014 году ожидается привлечь больше средств, благодаря началу строительства важных стратегических проектов.

 

Начатая работа по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, позволит получить дополнительный набор инструментов для повышения инвестиционной привлекательности региона. В 2014 году мы рассмотрим первые результаты работы Агентства инвестиционного развития, инвестиционного портала Республики Саха (Якутия), системы поддержки инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

 

Правительству республики необходимо использовать в такой работе лучшие практики в области привлечения инвестиций и работы с инвесторами. Обеспечить регламентацию и жесткий контроль предоставления государственных и муниципальных услуг инвесторам.

 

Региональная экономика республики, как и экономика всей страны, вступила в период перехода к новой инновационно-ориентированной модели развития. Полностью поддерживаю предложения по созданию условий доступа к финансовым ресурсам предприятиям малого и среднего бизнеса, в том числе через механизмы залога страхования, с использованием возможностей Республиканской инвестиционной компании, Фонда будущих поколений. Далее необходимо провести работу по созданию опережающих зон развития как одной из ключевых механизмов новой модели развития Дальнего Востока.

 

На основе проектного подхода нами выстроена региональная инновационная система, ее развитие определяет новый облик экономики республики. Создана инновационная инфраструктура: появились технопарки, Венчурный фонд, ряд других инструментов процесса модернизации. Предстоит реализация проекта Высшей школы инновационного менеджмента РС (Я) для повышения компетенции специалистов и стимулирования кооперации.

 

Залогом поступательного развития экономики республики являются созданные  условия для развитияпредпринимательства – поддержку получили порядка 4000 предприятий малого и среднего бизнеса, на эти цели было направлено 1,3 млрд рублей. Сегодня мы должны создать благоприятную административную среду для активной работы института омбудсмена по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия).

 

Развитие экономики – это задача не только Президента и Правительства. В каждом муниципалитете должны работать программы поддержки бизнеса. Надо пробуждать, поддерживать, развивать предпринимательский дух в нашем обществе. Мы должны знать «истории успеха» наших предпринимателей.

 

Начиная с текущего года,  для более эффективной реализации комплексной программы устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года, объявлена Пятилетка устойчивого развития села. В 2014 году планируется инвестировать в проекты 900 млн. рублей.

 

Поручаю Правительству республики с учетом основных итогов Года села  определить ежегодный тематический план пятилетки. И в первую очередь  необходимо уделить внимание формированию более гарантированной системы сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров местного производства через создание системы социального питания.

 

Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) осуществляется в полном соответствии с ключевым стратегическим документом – Транспортной стратегии России до 2030 года. За последние пять лет финансирование транспортной инфраструктуры увеличилось в три раза, и в прошлом году составило 35,3 млрд рублей.

 

Ключом к системному развитию транспортной инфраструктуры должны стать скорейшее преодоление ее неравномерности, обновление основных фондов на всех видах транспорта, в том числе приобретение летательных аппаратов, реновация флота.

 

Говоря об экономической и социальной стабильности нашей республики, необходимо затронуть тему земельных отношений. Сегодня определены ориентиры государственной земельной политики до 2020 года, начиная с 2008 года из средств госбюджета выделено более 803 млн. рублей. Нам необходимо усилить работу по выделению и оформлению в собственность невостребованных земельных площадей, наращивать эффективность использования земель, находящихся в республиканской и муниципальной собственности.

 

Несмотря на значительные вливания на строительство новых объектов, существуют сдерживающие факторы, связанные с выделением земель, выдачей технических условий, несовершенством законодательства, которые  сказываются не только на темпах, но и на качестве строительства, ценообразовании в целом. Сегодня строительство новых производств, жилья и инфраструктуры требует принципиально другого подхода. Необходимо поддержать идею использования кластерного подхода, укрупнения строительных организаций.

 

Два последних года мы активно решали проблемы «обманутых» дольщиков, принимали меры по вытеснению с рынка недобросовестных застройщиков. И наши усилия привели к тому, что на сегодня число проблемных объектов сокращается, а количество зарегистрированных обращений по проблемам недобросовестного строительства стало меньше.

 

Органы местного самоуправления должны активно формировать свою собственную градостроительную политику. Из бюджета на поддержку этой работы по итогам 2013 года направлено 49,6 млн рублей.

 

В 2014 году муниципальным образованиям предстоит полностью завершить разработку документов территориального планирования – схем, генеральных планов, правил землепользования и застройки.

 

Одна из основных проблем, волнующих всех без исключения жителей Республики Саха (Якутия) - это жилищно-коммунальная сфера. Очень сложно найти компромисс в столкновении рыночных и административных подходов, между экономической целесообразностью и социальной необходимостью.

 

Мы сделали первые шаги - постарались перевести жилищно-коммунальный сектор в рыночные условия. С 2014 года будут установлены долгосрочные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, в частности предел увеличения тарифов ЖКХ будет составлять не менее чем на 5 лет вперед. Но этого мало.

 

Мы определили меры по повышению качества жилищно-коммунальных услуг, снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры, развития системы ресурсо- и энергосбережения в соответствующем Указе Президента республики. Важно продолжить инвестирование для реализации этих мер.

 

Принимая на себя решение новых задач, мы не должны снимать ответственности с управляющих компаний. Сегодня нам необходимо создать действенный механизм регулирования их деятельности. В этом году такие «узкие» места должны быть оперативно решены и поставлены под контроль общества.

 

Сегодня для решения проблем экономического и социального характера мы проводим политику, используя целый комплекс различных инструментов. Важнейшим из них выступает эффективное налогообложение. Первоочередные задачи в этой области я уже озвучил в своем Послании о бюджетной и налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2014 год.

 

Своевременная инвентаризация всех налогов и сборов, неналоговых доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет республики должна находиться под особым контролем правительства. Поэтому поручаю правительству республики продолжить работу по повышению налоговой дисциплины и усилению процедур администрирования налогов.

 

Один из главных барьеров на пути развития – коррупция. Борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от повышения ответственности служащих, совершенствования законов, работы правоохранительных органов и судов - до воспитания в гражданах нетерпимости к любым проявлениям коррупции. Повторюсь, искоренение коррупционных проявлений в деятельности органов власти должно начинаться с личного примера руководителей. Все сферы управления должны стать открытыми для общества.

 

В этом направлении в 2013 году проведена централизация по размещению госзаказов в республике, реализуются меры про предоставлению государственных услуг по принципу «одного окна». Это позволяет повысить эффективность, обеспечить их прозрачность и тем самым существенно снизит уровень коррупции. Особое внимание необходимо уделить проведению экспертиз на коррупциогенность принимаемых нормативных актов.

 

Для того чтобы государственные услуги стали максимально доступны для населения республики, зона обслуживания МФЦ будет расширяться и дальше. Главы районов республики обязаны оказать содействие в этой важной работе.

 

Дорогие коллеги!

 

При вступлении в должность Президента Республики я Вам не говорил о быстром развитии нашей экономики, сиюминутном благополучии населения республики. Наоборот, говорил, что впереди у нас годы напряженного труда, трудных поисков.

 

Сегодня мы направляем немалые средства на социальную поддержку малообеспеченной части населения, на развитие здравоохранения, образования, культуры и науки. Теперь по многим направлениям работы в социальной сфере имеем целевые программы, из нашей жизни навсегда ушли понятия об остаточном принципе, о второстепенности социальных проблем. Мы не без основания говорим, что наша экономика социально ориентирована.

 

В 2014 году необходимо усилить социальную политику, ее адресную направленность.

 

Поручаю Правительству республики провести ревизию системы предоставления льгот и компенсаций, усилить действительно работающие меры. Граждане должны знать, на какую поддержку они могут рассчитывать со стороны государства.

 

Низкими темпами идет развитие инфраструктуры для обеспечения социализации инвалидов. Здесь нужно работать не только с государственными и муниципальными учреждениями, но и с частными организациями.

 

В области социальной защиты населения задача номер один для нас – разработать Концепцию развития социального обслуживания населения до 2020 года в соответствии с теми задачами, которые мы ставим. Речь идет о внедрении нормативно-подушевого финансирования социальных услуг, расширении практики оказания помощи малоимущим на основе социального контракта.

 

Как показывают исследования, якутяне считают, что наиболее заметные проблемы наблюдаются у нас в сфере трудоустройства. По итогам 2013 года в службу занятости республики обратилось 1740 человек, трудоустроено 863 граждан или 49,6%. Признано безработными более 1000 человек.

 

Именно для повышения занятости населения правительство республики должно усилить работу с некоммерческими организациями, координировать организацию общественных работ на территории республики.

 

Считаю, мы должны обратить внимание более серьезное внимание на качественное здравоохранение. Общие расходы на здравоохранение значительно увеличены. За прошлый год расходы составили 17,7% от общих расходов консолидированного бюджета республики. Однако, несмотря на все наши усилия в последние годы, неудовлетворенность жителей качеством услуг здравоохранения сохраняется.

 

Правительству республики необходимо представить доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения. Предлагаю вынести этот документ на общественное обсуждение для выработки программы совместных действий (на примере краудсорсинга). Кроме того, необходимо усилить акцент не только на проведении мероприятий по формированию здорового образа жизни, но и на масштабной разъяснительной работе совместно с общественными движениями республики.

 

В сфере образования повестка дня также не меняется. Здесь расходов еще больше – 28% от общих расходов консолидированного бюджета за 2013 год. Сегодня мы вкладываем значительные средства в строительство школ, повышения заработной платы учителей, внедряем новые образовательные стандарты.

 

Очевидно, что только одних финансовых вливаний и структурных изменений недостаточно. Работа по повышению ответственности и престижа профессии учителя выходит сегодня на первый план. Так, в прошлом году стартовала республиканская деловая игра «Профи-учитель». Я обращаю внимание на дальнейшую поддержку таких проектов в системе образования.

 

С учетом положительной демографической тенденции, естественно, остается в силе реализация комплексного проекта «Инновационное развитие дошкольного образования РС(Я) до 2016 года». По разным причинам, преимущественно объективным, мы порядочно затянули старт этого проекта. Но я уверен, что в текущем году он заработает, и мы продолжим начатое массовое строительство детских садов в республике.

 

Практически впервые со времён Советского Союза мы ставим задачу формирования региональной политики в области культуры. Такой политики, которая придаст деятельности учреждений новый импульс к формированию культурной среды, обеспечит для жителей области равный доступ к культурным ценностям и участию в культурной жизни.

 

Наступивший год объявлен в России Годом культуры. Якутия всегда обладала мощным культурно-духовным потенциалом. Для нас стало доброй традицией проводить различные культурные мероприятия на республиканском уровне. Сегодня, сохраняя традиции, необходимо искать новые подходы к развитию культуры.

 

Первое. Считаю, «грантовая» поддержка проектов, направленных на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, должна не сокращаться, а наоборот, увеличиваться. Это мое поручение Правительству республики.

 

Второе. В прошлом году принят республиканский закон «О культуре», а кроме того подписан Указ Президента РС(Я) «О развитии киноиндустрии в республике». Оба эти документа требуют разумной реализации. Пожалуй, трудно придумать лучший повод для этого, чем объявленный Год культуры. Уверен, все понимают, что мероприятия этого года не должны сводиться только к песням и танцам. Главные усилия нужно направить на повышение профессионального статуса работников культуры. Прежде всего путем дальнейшего повышения их заработной платы, а также поэтапного объединения сельских учреждений культуры в многофункциональные культурные комплексы. Первоочередной мерой для этого является передача полномочий в области культуры с поселенческого на районный уровень.

 

Уважаемые коллеги!

 

Считаю, на ближайшие годы всем нам необходимо сосредоточиться на совершенствовании государственного управления:

 

Во-первых, мы должны завершить начатую работу по разработке и внедрению схемы размещения социальных и производственных объектов на территории республики как основы для дальнейшего развития социальной инфраструктуры. С этим связана уже реализуемая задача по заключению соглашений о социально-экономическом развитии муниципальных образований с теми поселениями, где вводятся новые объекты за счет бюджета республики.

 

Во вторых, это дальнейшая реализация Концепции повышения заработной платы работников бюджетного сектора до 2017 года за счет исключения дублирующих функций государственных и муниципальных учреждений, анализа социального и экономического спроса на их услуги, анализа их соответствия задачам соответствующих государственных программ.

 

В-третьих, это эффективное применение новой контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом необходимо организовать мониторинг реальной экономии ресурсов при размещении заказов для государственных нужд в разрезе государственных программ.

 

Следующее, это полный переход на эффективный контракт при заключении трудовых договоров с руководителями государственных учреждений, с установлением личной ответственности за невыполнение государственных заданий, а также с руководителями хозяйственных обществ с долей республики, с установлением личной ответственности за невыполнение производственно-финансовых планов.

 

В-пятых, это принятие трехлетних планов по консолидации в уполномоченных органах или учреждениях функций исполнительных органов власти по размещению государственных заказов, правовому сопровождению, бухгалтерскому учету и финансовому учету бюджетных средств, информационно-техническому обслуживанию. Только эта мера остановит безудержный рост численности государственных служащих в условиях неснижаемого количества исполняемых полномочий.

 

В-шестых, это оптимизация штатной численности государственных учреждений в течение этого года не менее чем на 5 процентов, на основе анализа соответствия их деятельности целям и задачам соответствующих государственных программ.

 

В-седьмых, это оптимизация используемого государственного имущества в течение этого года не менее чем на 5 процентов, на основе анализа размещения государственных учреждений и выявления фактов сдачи государственного имущества в аренду и субаренду.

 

В-восьмых, это мониторинг реальной экономии ресурсов при реализации трехлетней Программы Правительства по повышению эффективности бюджетных расходов.

 

Далее, это подготовка методологии к разработке проектов государственных программ на следующую пятилетку. Для этого нам необходимо провести сравнительную оценку вклада действующих государственных программ на снижение стоимости проживания 1 человека на территории республики и на формирование валового регионального продукта.

 

Дорогие коллеги!

 

Недавно в рамках Съезда совета муниципальных образований республики мы обсуждали проблемные вопросы развития муниципалитетов и основные задачи на долгосрочный период. Нам исключительно важно в 2014 году с учетом мнения самых широких слоев населения правильно выстроить структуру местного самоуправления и государственной власти на местах, ведь лучше нас никто этой специфики не знает.

 

Сегодня люди видят, что основные жизненные проблемы постепенно начинают решаться. Растет размер оплаты труда, вкладываются огромные средства в развитие социальной сферы, при этом на сегодня уровень доверия людей к местной власти недостаточно. О чем свидетельствует тот факт, что обращения многих граждан, минуя местный уровень, сразу идут напрямую в Администрацию Президента и Правительства.

 

Обозначая данную проблему, я призываю всех собравшихся не просто принимать ее к сведению, а в кратчайшие сроки поменять стиль управления. Вопросы местного значения должны решаться на местном же уровне. Федеральное законодательство четко обозначило компетенции муниципальной власти и мы не можем предлагать людям жить в режиме отложенных обязательств. Главное в нашей работе,  – постоянный диалог с населением, а ее эффективность – в доверии населения.

 

Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития республики является сбалансированнаякадровая политика, направленная на удовлетворение потребностей экономики в квалифицированных кадрах. Существующая система профессионального образования обеспечивает количественное воспроизводство кадров, необходимых экономике республики. Приоритетное значение приобретает качество подготовки специалистов.

 

В сфере миграционной политики мы ждем, прежде всего, более жестких мер регулирования со стороны федерального центра для упорядочения ответственности работодателей при приеме на работу иностранцев. В то же время мы не должны закрывать двери в республику для квалифицированных иностранных специалистов.

 

Уважаемые участники заседания!

 

В августе 2013 года подписан Указ Президента «О повышении роли некоммерческих организаций в реализации государственной социальной политики», регламентирующий оказание государственной поддержки общественных инициатив, обращенных к гуманитарным и духовным ценностям, сбережению здоровья, развитию образования и культуры, воспитанию подрастающего поколения, благотворительности.

 

Количество социально-ориентированных общественных организаций в республике за последние 5 лет увеличилось в два раза и достигло пятисот. Всего в республике зарегистрировано более 1700 общественных организаций. Вдохновляет то, что сегодня действительно увеличивается их созидательность. Как минимум половина из этих организаций существуют не только на бумаге, а по-настоящему работают, вовлекая в свои ряды сотни и тысячи добровольцев.

 

Правительству и органам местного самоуправления республики нужно заняться созданием дополнительных условий для развития волонтерского и благотворительного движения, особенно в медицинских и социальных учреждениях. Просил бы также учредить государственную награду РС(Я) для лучших волонтеров и меценатов.

 

Более деятельно начали проявлять себя и отраслевые сообщества, которые делают пока робкие, но очень важные попытки  саморегулирования проблемных вопросов в своих сферах. Как пример, недавно проведен первый Съезд юристов, также состоялся первый Съезд терапевтов республики. Не сомневаюсь, что скоро их примеру последуют представители малого бизнеса, работники агропромышленного комплекса, руководители бюджетных организаций и т.д.

 

Чувствуется, что на фоне призывов к проявлению гражданской ответственности, усиления работы со стороны руководства республики, в общественной активности якутян, происходят положительные сдвиги. Однако по-прежнему возникает много пробелов в организационном плане.

 

Учитывая это, принято решение учредить соответствующий орган исполнительной власти и дополнительную должность заместителя Председателя Правительства РС(Я) по взаимодействию с общественными формированиями и с уполномоченными по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов Севера. Добавлю, что персональный состав омбудсменов в республике почти полностью обновлен. Рассчитываю, что их деятельность будет еще более полезной.

 

Правительству в этом году необходимо создать все необходимые условия для повышения роли грантовой поддержки всех направлений общественных инициатив. Также выражаю надежду, что республиканский закон об общественном контроле, работа над которым ведется с прошлого года, не разочарует нас, поможет еще скорее переломить потребительские настроения и будет способствовать участию общественных организаций в управлении социально-экономическими процессами на территории Якутии. Отмечу, что в законе должны быть тщательно прописаны функции общественных советов при органах местного самоуправления и исполнительных органах власти, которые должны отражать интересы населения.

 

Уважаемые народные депутаты! Дорогие якутяне!

 

В заключение еще раз вернусь к основной идее Послания – встречному движению общества и власти друг к другу на решение главных задач.

 

Мы обязательно добьемся успеха, если задача обеспечить в республике существенный экономический рост, и на его основе повышение качества жизни будет принято всеми нами как собственная, личностно значимая цель.

 

К такой цели не прийти в одночасье. Но мы будем шаг за шагом продвигаться к ней. Мы не допустим, чтобы годы нашей работы стали временем упущенных возможностей. Мы будем проводить активную, наступательную политику в интересах республики, в ваших интересах. Я рассчитываю на вашу поддержку, вашу гражданскую инициативу, вашу солидарную ответственность за то, каким быть Республике Саха (Якутия) уже сегодня и завтра.

 

Благодарю за внимание.