Наука и образование

 Программа республиканского совещания работников образования и науки Республики Саха (Якутия)

Исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), обеспечивающим реализацию государственных полномочий Республики Саха (Якутия) в сфере общего и дополнительного образования детей в Республике Саха (Якутия), профессионального образования в образовательных организациях, полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, разработке и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Республики Саха (Якутия), а также органом, осуществляющим государственные полномочия по обеспечению функционирования и развития государственных и официальных языков на территории Республики Саха (Якутия) является Министерство образования  и науки Республики Саха (Якутия).

Сфера образования, рассматриваемая как ресурс социально-экономического развития региона, - приоритет государственной политики Республики Саха (Якутия). Деятельность системы образования республики направлена на комплексное повышение качества: обеспечение равной доступности образования, выработку единых подходов к оценке качества, интеграцию задач обучения и воспитания, общего и дополнительного образования.

https://minobr.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/images/0fc39935-f6a8-4200-8ac7-f85e79b42427.jpg

Дошкольное образование

Программу дошкольного образования в республике реализуют 641 детский сад, 88 школ с дошкольными группами, 3 организации дополнительного образования детей, 30 частных детских садов, 85 индивидуальных предпринимателей с охватом 70 231 дошкольника (для сравнения: 2010 год – 44 982, 2015 год – 67 947). 

Введено 12 детских садов на 997 мест, в том числе в с. Сутуороха Абыйского, с. Амга Амгинского, с. Столбы Верхоянского, с. Дыгдал и с. Хомустах Усть-Алданского, с. Нам Намского улусов и в г. Якутске (6). По сравнению с 2015 годом на 13,1% снизилось число дошкольных  образовательных организаций требующих капитального ремонта и составило 106 единиц (16,5% от общего числа дошкольных образовательных организаций), 25 (3,8%) находились в аварийном состоянии. Всеми виды благоустройства обустроено 42,5% детских садов от их общего числа.

https://minobr.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/images/IMG-20161220-WA0030(1).jpg

Республика Саха (Якутия) – первая среди дальневосточных регионов разработала проект строительства детских садов с использованием государственно-частного партнерства. Заключены Соглашения на строительство 16 объектов на 2 631 место. Ввод объектов планируется до 2019 года, из них 2 – в 2017 году.

Общее образование

В 2016/2017 учебном году в 652 общеобразовательных организациях обучаются 140,8 тыс. детей. 466 школ (72,1%) находятся в сельской местности, из которых 204 имеют статус малокомплектных.

Благодаря принятым мерам, доля обучающихся во вторую смену сократилась с 19% в 2015 году до 12% в 2016 году (в РФ - 14%), в том числе в городской местности – 20% (в г.Якутске – 32,6%), в сельской – 1,7%. До 2025 года запланировано создание 57 353 новых мест в школах республики. В 2016 году на ликвидацию второй смены направлено 739 млн рублей. Средства выделены на строительство и оснащение СОШ №18 г.Якутска, на возмещение расходов строительства школы на 120 мест в Жулейском наслеге Таттинского улуса и на проведение капитального ремонта 14 школ республики.

В 2016 году создано 11 019 новых мест, в том числе путем проведения капитального ремонта - 952 места, строительства и выкупа зданий школ – 1 465 мест, путем рационального использования площадей – 8 602 места.

Введено 8 школ на 1405 ученических мест и 2 школы-сада на 60/28 мест: в Жулейском наслеге Таттинского улуса, с. Кептени и с.Балаганнах Усть-Алданского улуса, с.Орто-Сурт Горного улуса, п.Черский Нижнеколымского района, с.Чурапча и с.Улахан Кюель Чурапчинского улуса, п. Геологов г. Якутска,  с.Екюндя Вилюйского улус, с.Кырыкый Верхневилюйского улуса. Также введен спортивный зал школы в с. Бютяй Юрдя Намского улуса. Из общего числа государственных и муниципальных школ 144 (22%) школам требовался капитальный ремонт, аварийными признаны 64 (9,8%) школы (2015 г. – 67 или 10,7% школ). Все виды благоустройства имели 56% школ.

Продолжен переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт: с 1 сентября 2016 г. по новым стандартам обучаются все учащиеся 1-6 классов. Профильным обучением охвачено 65,5% обучающихся 10-11 классов. По итогам квалификационных экзаменов 1 392 старшеклассника получили свидетельства о рабочих профессиях (водитель, швея, столяр, тракторист-машинист, оператор ЭВМ и др.).

В начальной школе внедрены новые стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. В 5 детсадах и 4 организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, созданы комфортные условия для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

В целях совершенствования профориентационной работы и освоения школьниками современных профессиональных компетенций с учетом мирового опыта с 2016 года внедряется программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки JuniorSkills. Проведены городской, региональный этапы II Всероссийского чемпионата JuniorSkills для обучающихся в возрасте 10-17 лет с участием 293 детей по 13 компетенциям рабочих профессий. На Всероссийском этапе 9 учеников заняли первые и призовые места по 4 компетенциям: «Аэрокосмическая инженерия», «3Д-прототипирование», «Инженерный дизайн» и «Мобильная робототехника».

Результатом целенаправленной работы по повышению качества образования стало улучшение результатов ЕГЭ. Повысились средние баллы ЕГЭ по русскому языку, математике, физике, химии, географии, литературе, английскому языку, при этом среднереспубликанский балл по математике (47,2) впервые превысил среднероссийский уровень (46,3). Сохраняются стабильные показатели по количеству участников, набравших свыше 80 баллов, 100 баллов получили 26 выпускников. В полтора раза сократилась доля выпускников, не получивших аттестат (с 4,8% до 3,3%).

Кадровое обеспечение отрасли

В системе образования работают всего 27 000 педагогов (2015 г. – 26 794), в том числе 17  617-  в общеобразовательных организациях, 7 404 – в дошкольных образовательных организациях, 1979 – в организациях дополнительного образования детей, из них процент педагогов с высшим образованием составляет 74,2 %.

 

Организации

Всего пед. работников

из них с высшим образованием

с высшей кв. категорией

с первой кв. категорией

общеобразовательные организации

17617

14 546

82,5%

4 949

28,1%

5 278

29,9%

дошкольные образовательные организации

7404

4 135

55,8%

 

 

 

 

организации дополнительного образования

1979

1 373

69,3%

479

24,2%

460

23,2%

Итого

27000

20 054

74,2%

 

 

 

 

 

Кадровая ситуация характеризируется устойчивой положительной динамикой: сохраняется доля учителей с высшим профессиональным образованием на уровне 2015 года (85,7%),  возросла доля учителей с высшей квалификационной категорией с 29,5% до 31,4%. 60,3% от общего количества педагогических работников повысили квалификацию. Трудоустроено 400 выпускников педагогического высшего и среднего профессионального образования, из них 77 - в северные и арктические улусы.

Реализуются программы «Поддержка педагогических кадров Республики Саха (Якутия)», «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ арктических и северных улусов». В 2016 году, выполнив условия договора, государственную поддержку для улучшения жилищных условий получили 30 учителей, которые отработали 5 лет в сельских арктических и северных школах. Заключены трехсторонние договора с 30-ью новыми участниками программы.

По итогам общественного признания премии Главы Республики Саха (Якутия) в размере 100 тыс. руб. ежегодно получают 36 лучших учителей по 1 учителю от каждого муниципального района, 37 школ - гранты Главы Республики Саха (Якутия) по 1,0 млн рублей.

Работа с талантливыми детьми и молодежью

В целях совершенствования системы работы с одаренными детьми созданы отделения Малой академии наук Республики Саха (Якутия) (МАН) в каждом муниципальном районе и городском округе. Предусмотрены ежемесячные стипендии для 100 действительных членов и 100 членов-корреспондентов МАН и 10 грантов для обучающихся на проведение научно-исследовательских работ, включая научные экспедиции.

Призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 9 человек. Премии Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи удостоились 34 человека, из них 21 обучающийся (2015 год – 31 и 25 соответственно).

 

Выпускники, окончившие общеобразовательные организации с медалью

«За особые успехи в учении»

Единица измерения

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Чел.

259

278

343

344

407

503

572

 

 

Дополнительное образование

 

Якутия стала пилотным регионом по разработке и внедрению модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, привлечено из федерального бюджета 37 млн рублей. Всего функционирует 226 организаций дополнительного образования с охватом 107 568 обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, что составляет 73% от общего количества детей от 5 до 18 лет (2015 год – 71,7%, план к 2018 году – 75%).

 

 

Охват (чел.)

%

2012

82353

60,8

2013

75932

56,6

2014

89780

67,0

2015

98787

71,7

2016

107568

73

 

Для развития научного и технического творчества детей и молодежи приняты решения о проведении Международных интеллектуальных игр в 2018 году, создании системы Детских технопарков «Кванториум».

Развивается Единое детское движение «Стремление (Дьулуур)» под эгидой Главы Республики Саха (Якутия). Более 70 тыс. детей заняты в 759 детских общественных объединениях. 10 пилотных школ с 1 сентября 2016 года начали деятельность по созданию школьных организаций Российского движения школьников.

Ведется планомерная работа по модернизации спортивной инфраструктуры, обеспечению спортивным инвентарем и оборудованием. В более 100 образовательных организациях сооружены универсальные спортивные площадки, в том числе 58 в сельской местности.

Летний отдых и оздоровление детей

Стабильным остается охват детей летним отдыхом и оздоровлением, всего охвачено 75,5% детей школьного возраста (более 100 тыс. детей), из них оздоровлено 62 373 ребенка (в том числе 42 905 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). За пределами республики отдохнули 5650 детей, в том числе в Артеке - 233 детей (2015 год -139), в Океане – 337 детей  (2015 год – 285).  Введены в эксплуатацию 2 стационарные базы отдыха детей в Вилюйском улусе «Эмньик» и в Среднеколымском районе «Олимп».

Охват детей летним организованным отдыхом, оздоровлением
и занятостью в 2012-2016 гг.

 

2012

2013

2014

2015

2016

Детей

 

60 617

64 640

66 579

67184

68 023

% от общего числа обучающихся 1-11 классов (детей)

75

75,5

75,5

75,5

75,5

 

%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%

 

По итогам 2016 года в перечень ежегодного рейтинга 500 лучших школ России вошли Республиканский лицей-интернат, Физико-технический лицей им. В.П. Ларионова, Якутский городской лицей, Гимназия №1 имени С.С. Каримовой г. Нерюнгри. В перечень 200 школ, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учеников включены Республиканский лицей – интернат, Физико-технический лицей им. В.П. Ларионова, Якутский городской лицей.

Для обеспечения непрерывности и повышения эффективности системы образования в 2016 году Министерство образования и Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров объединены в Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия).

 

Профессиональное образование

Профессиональные кадры в Республике Саха (Якутия) готовят в 7 учреждениях высшего образования, 9 филиалах центральных вузов, 48 учреждениях среднего профессионального образования, в которых обучаются более 50 тысяч студентов. Кроме того, в 153 учебных заведениях, находящихся за пределами Республики Саха (Якутия), обучается 2045 студентов на основании договоров о целевом обучении.

В 2016 году выпущено 7 809 специалистов, из них с высшим образованием – 3 266, со средним профессиональным образованием – 4 543.

Общая занятость выпускников составила 95,2% (2015 год – 97,6%): трудоустроено – 52,2% (2015 год – 57,2%), продолжили обучение – 25,9% (2015 год –19,8%), призваны на службу в Российскую Армию – 11,0% (2015 год –12,3%), в отпуске по уходу за ребенком и по состоянию здоровья –6,0% (2015 год – 8,2%). Снижение уровня трудоустройства связано с увеличением доли выпускников, продолживших обучение.

По итогам мониторинга трудоустройства выпускников, Якутия вышла на 35 место по России и заняла 5 место в рейтинге по доле индивидуальных предпринимателей среди выпускников СПО.

Система среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) признана одной из лучших в России. В 2016 году 14 техникумов и колледжей республики вошли в ТОП-100 рейтинга «100 лучших организаций среднего профессионального образования России» (в 2015 году – 8): Якутский технологический техникум сервиса, Якутский коммунально-строительный техникум, Якутский автодорожный техникум, Якутский индустриально-педагогический колледж, Якутский колледж технологии и дизайна, Якутский медицинский колледж, Финансово-экономический колледж имени И.И. Фадеева, Алданский медицинский колледж, Региональный технический колледж в г. Мирном, Алданский политехнический техникум, Аграрный техникум, Вилюйский техникум, Жатайский техникум, Светлинский индустриальный техникум.

Систему среднего профессионального образования составляют 45 государственных и 3 негосударственных профессиональных образовательных организации с 23,8 тыс. обучающихся.

В 2016 году реализованы важнейшие мероприятия по совершенствованию модели среднего профессионального образования.

Создан Институт развития профессионального образования, целями которого являются разработка и реализация дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения, организация аккредитации образовательных программ и независимой оценки качества, повышение престижа рабочих профессий и специальностей, профессиональной компетенции руководящих и педагогических работников. В 2016 году повышение квалификации прошли 447 чел., из них 117  руководителей профессионального образовательного учреждения, 288 педагогических работников.

Особое требование предъявляется к качеству подготовки профессиональных кадров. Согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию к 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами. В профессиональных образовательных организациях республики проводится обучение по 115 специальностям и 61 профессии среднего профессионального образования.

%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%

В соответствии с потребностями рынка труда открыты 10 новых профессий и специальностей: рациональное использование природохозяйственных комплексов, проходчик, электрослесарь подземный,  бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин, эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики, эксплуатация судовых энергетических установок, гидрометнаблюдатель, модистка головных уборов, музыкальное звукооператорское мастерство, театральная и аудиовизуальная техника.

В 2-х профессиональных образовательных организациях созданы условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Доступная среда обеспечена в 14-ти  учреждениях (31,1%).

Всего в системе среднего профессионального образования с целью развития практико-ориентированного образования функционируют 8 профессионально-образовательных кластеров, из них 2 созданы в 2016 году: кластер по ювелирно-гранильному производству с участием 13 организаций (ООО «ДДК», ООО НПК «ЭПЛ Даймонд» и др.) и кластер «Индустрия питания» с участием Ассоциации Гостеприимства республики и 20 предприятий хлебобулочного и кондитерского производства, организаций общественного питания и ресторанного сервиса.

%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%

Создано 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций, из них 2 - в 2016 году: в Транспортном техникуме в п. Н.Бестях и Южно-Якутском технологическом колледже. Будут созданы центры сертификации и оценки квалификаций в соответствии с профессиональными стандартами.

         Арктический колледж народов Севера в п. Черский Нижнеколымского улуса включен в международную сеть информационных центров оленеводства и является членом Университета Арктики, Ассоциации Оленеводы Мира.

На базе Южно-Якутского технологического колледжа открыта базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного образования, на создание которой из федерального бюджета выделено 21,7 млн рублей с софинансированием из республиканского бюджета в объеме 6 млн рублей.

Построены 6 новых автодромов. Всего в республике действует 19 автодромов, отвечающих требованиям подготовки водительских кадров.

Уровень благоустройства профессиональных образовательных организаций составил 35,7% против 37,6% в 2015 году. 4,8% зданий находятся в ветхом и аварийном состоянии (2015 год – 2,4%)  и 14,3% требуют капитального ремонта (2015 год – 16,7%). В 2016 году капитальный ремонт проведен в Арктическом Колледже народов Севера, Якутском технологическом техникуме сервиса и Верхневелюйском техникуме.

Студентам организаций среднего профессионального образования размер стипендии увеличен на 5,8% и составил 1 476 рублей, для студентов северных улусов – 1 736 рублей (в среднем по РФ – 540 руб.). Для отдельной категории студентов с учетом социальной поддержки стипендия установлена в размере 2 214 рублей, в северных районах – 2 604 рубля (по РФ - 809 руб.).

Система профессионального образования стала более открытой. Отмечается рост роли работодателей в общей системе подготовки кадров. В подготовке кадров участвуют более 240 крупных компаний и представителей среднего и малого бизнеса, такие как АК «АЛРОСА» (ПАО), ОАО «Алмазы Анабара», ООО «Газпром добыча Ноябрьск», ООО «Газпром трансгаз Томск», ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», ОАО «ЯТЭК», ОАО «Сахатранснефтегаз», ОАО «Алданзолото ГРК», ОАО «Селигдар», ООО «Поиск», ЗАО ГДК «Алдголд», ОАО ХК «Якутуголь», ООО «УК «Колмар», ОАО УК «Нерюнгриуголь», ЗАО «Зырянский угольный разрез», ОАО ГМК «Тимир», на которые в 2016 году трудоустроено 245 выпускников. Привлеченные средства работодателей составили 50,4 млн. рублей, которые направлены на укрепление материально-технической базы, повышение квалификации и обеспечение учебно-методической литературой.

В Республике Саха (Якутия) впервые проведен региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» на базе Якутского технологического техникума сервиса совместно с ЯРО ВОО «Всероссийское общество инвалидов», ЯРО ВОО «Всероссийское общество слепых», ЯРО ВОО «Всероссийское общество глухих» по 5 компетенциям.

В мае 2016 года в г. Красногорске в Финале IV Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Республика Саха (Якутия) была представлена по 13 компетенциям. Сборная команда Республики Саха (Якутия) в общем зачете заняла 12 позицию из 76 команд (в 2015 году – 19 место) и 1 место среди регионов Дальнего Востока.

Единовременные денежные поощрения Главы Республики Саха (Якутия) получили 10 педагогических работников по 200 тыс. рублей и 5 студентов по 40 тыс. рублей. Грант Главы Республики Саха (Якутия) в 1 млн рублей для реализации инновационных образовательных проектов присужден Алданскому политехническому техникуму.

Присуждены 50 ежемесячных стипендий Главы Республики Саха (Якутия) обучающимся профессиональных образовательных учреждений по программам подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Назначены именные ежемесячные стипендии Правительства РФ 43 обучающимся профессиональных образовательных организаций, в том числе 17 – по программам подготовки рабочих кадров и 26 – по программам подготовки специалистов среднего звена.

Развитие научно-технической деятельности

Формирование благоприятных условий для развития научно-технической деятельности является одним из приоритетов политики Республики Саха (Якутия).

В 2016 году, в рамках грантовой поддержки научных проектов молодых ученых и студентов Республики Саха (Якутия), 15 лучших научных проектов получили гранты Главы Республики Саха (Якутия) по 300,0 тыс. рублей каждый. Поддержаны проекты: «Разработка износостойких полимерных композиционных материалов на основе политетрафторэтилена и минералов группы слюд», «Разработка термомеханической технологии повышения хладостойкости конструкционных низколегированных сталей», «Разработка способа лечения хронического гастрита и сопутствующего хронического холецистита» и другие. Всего заявок поступило 120 заявок от молодых ученых.

Завершены трехлетние научные изыскания (с 2014 по 2016 год) по заказу отраслевых министерств и ведомств Республики Саха (Якутия). Получено 70 научных отчетов с детальными рекомендациями, выводами, методиками, предложениями по техническим решениями, которые в 2017 году запланированы к практическому внедрению в отрасли экономики Республики Саха (Якутия). Наиболее значимые результаты получены по молекулярно-генетическим особенностям пород лошадей Якутии, также разработаны добавки из природного цеолита и бурого угля для строительства автомобильных дорог в климатических условиях Якутии, изучены преимущества криотропных смесей для ремонтов автомобильных дорог Якутии, разработана эффективная установка для обогащения золота, выявлены генетические особенности и предрасположенность якутских спортсменов к различным видам спорта.

В 2016 году Правительством Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством научных организаций и Российской академией наук утверждена Программа комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016-2020 годы во исполнение поручения  Президента Российской Федерации В.В. Путина. Начата разработка научно-обоснованных прогноза и рекомендаций по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), как стратегически значимого субъекта Российской Федерации, до 2050 года. Программа исследований направлена на повышение качества жизни населения Якутии, прогнозирование и предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в условиях меняющегося климата, обеспечение экономического развития, обеспечение промышленного и энергетического развития и обеспечение продовольственной безопасности населения Якутии. Ответственным за координацию реализации Программы Исследований со стороны исполнителей – Республики Саха (Якутия) является государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Академия наук Республики Саха (Якутия)».

В 2016 году Академией наук Республики Саха (Якутия) выполнены прикладные научные исследования в соответствии с Программой Исследований по 5 направлениям:

1. Повышение качества жизни населения Якутии;

2. Прогнозирование и предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в условиях меняющегося климата;

3. Обеспечение промышленного, энергетического, сельскохозяйственного, транспортно-логистического и информационного развития;

4. Обеспечение социально-экономического развития;

5. Обеспечение продовольственной безопасности.

Количество исполнителей Программы Исследований – 1848 человек, в том числе 270 докторов наук и 690 кандидатов наук. Заседанием Президиума Академии наук назначены ответственные за каждое из 5-ти направлений.

Главой Республики Саха (Якутия) в 2016 году принято решение о системной поддержке региональной Академии наук Республики Саха (Якутия). Академия, наряду с академиями национальных республик Татарстана, Башкортостана, Чеченской республики, станет центром генерации научных знаний, направленных на решение вопросов родного края.

По предложению Главы Республики Саха (Якутия) в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина, получена поддержка проекта создания в Республике Саха (Якутия) Всемирного центра мамонта. В 2016 году начата разработка Концепции создания Центра, определены места строительства криохранилища мамонтовых бивней и уникальных находок и экспозиций с использованием высокотехнологичных решений, таких как виртуальные выставки, интерактивные объекты, макеты в натуральную величину.

В 2016 году были организованы уникальные научные площадки в виде научно-практических конференций и форумов, где обсуждены интересующие Республику Саха (Якутия) вопросы в области научных знаний, в том числе в области изменяющейся «космической погоды» с учеными из Китайской народной республики, развития научных исследований в сельском хозяйстве на базе Якутского НИИ сельского хозяйства им. М.Г.Сафронова. Осенью в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова организован региональный Фестиваль науки «Наука+» как региональная часть общероссийского проекта. Главной задачей Фестиваля являлось дать возможность учащимся школ и студентам Якутии познакомиться с наукой и научными изобретениями в простой и понятной форме.

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) является главным распорядителем бюджетных средств государственных программ Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы", «Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы», "Научно-техническое развитие Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы".

Более подробную информацию о системе образования Республики Саха (Якутия) Вы можете узнать на сайте Министерства образования  и науки Республики Саха (Якутия)www.minobr.sakha.gov.ru