Методические рекомендации улусным (районным, городским) комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях

 

Методические рекомендации

улусным (районным, городским) комиссиям

по делам несовершеннолетних и защите их прав при применении

Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Процессуальным документом, на основании которого привлекается правонарушитель к административной ответственности, является протокол об административном правонарушении (постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении).

Никакие иные документы: справки инспекторов ОВД, информационные сообщения из полиции, из школы - не являются основанием для привлечения к административной ответственности.

Вместе с тем, указанные документы могут рассматриваться на заседании комиссии и являться основанием для применения мер общественного воздействия, предусмотренных Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН, комиссия), к несовершеннолетним, совершившим антиобщественные действия, не являющиеся  административными правонарушениями.

В соответствии с ч.1 статьи 2.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ, Кодекс) к административной ответственности привлекаются лица, достигшие  16 лет.

Так как комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является коллегиальным органом, то все решения, выносимые от имени комиссии должны приниматься на заседаниях. При этом следует помнить, что в соответствии со ст. 26 Закона  РС (Я) 339-З N 695-III от 25 апреля 2006 года «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» заседание улусной (районной, городской) комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины ее членов.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при рассмотрении административного материала должна руководствоваться ст. 1.5 КоАП РФ «Презумпция невиновности».  Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновностьНеустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

 

1. Изучение административных материалов при подготовке к рассмотрению дела в соответствии со статьей 29.1 КоАП РФ.

 

Согласно ч.1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Если в поступивших материалах, сообщении или заявлении усматриваются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, указанные в статье 24.5 КоАП РФ то, согласно ч. 5 статьи 28.1 КоАП РФ, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

1) Установить относится ли к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассмотрение данного дела (материала).В соответствии со статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 Кодекса отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением дел, предусмотренных статьей 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, которые  рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом).

КДНиЗП также обязана рассмотреть дело об административном правонарушении, совершенном подростком в возрасте 17 лет, достигшему к моменту рассмотрения дела 18 лет, поскольку согласно ч. 1 ст. 1.7. КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

Также следует определить, относится ли рассмотрение дела к компетенции КДНиЗП данного муниципального образования. В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, в соответствии с ч. 3 ст.29.5 дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 20 «Место жительства гражданина» Гражданского Кодекса РФ от 30 ноября 1994:

местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати летили граждан, находящихся под опекой,признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Если при подготовке дела к рассмотрению будет установлено, что рассмотрение дела не относится к компетенции КДНиЗП, необходимо вынесение определения о передаче протокола об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.

2) Установить нет ли обстоятельств исключающих возможность рассмотрения данного дела.

В соответствии со статьей 29.2 КоАП РФ «Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

- является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя.

- лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела».

В таком случае, в соответствии со статьей 29.3 КоАП РФ член комиссии, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе комиссией выносится определение об удовлетворении заявления  либо об отказе в его удовлетворении.

3) Необходимо установить, правильно ли составлен протокол с точки зрения полноты  исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 в протоколе указываются

- дата и место его составления,

- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,  

- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются),

- место и время совершения правонарушения,

- событие административного правонарушения,

- статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

- объяснение физического лица или законного представителя  лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении

- иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Существенным недостатком протоколаявляется отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2. ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела.

Несущественнымиявляются такие недостатки, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

В процессе предварительного изучения дела необходимо проверить:

- имеются ли полные сведения о лице, совершившем правонарушение и других участников производства по делу.

- уполномоченным ли лицом составлен протокол (в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ).

- правильно ли применена норма административного законодательства.

- не содержится ли в действиях лица, в отношении которого составлен протокол, признаков преступления.

В том случае, когда протокол оформлен неправильно, материалы представлены неполно на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение КДНиЗП должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку ч. 2. статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лиц, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Необходимо помнить, что возвращение протоколов не должно являться подменой принятия иных процессуальных решений (назначение административного наказания, о прекращении производства по делу).

КоАП РФ не указывает сроков возвращения протокола об административном правонарушении. Предполагается, что это должно быть сделано незамедлительно с целью своевременного рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ недостатки протокола и других материалов устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4) Определить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, при наличии хотя бы одного из обстоятельств:

1.    отсутствие событияадминистративного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения означает невозможность установления юридического факта наличия деяния, квалифицируемого в качестве административного правонарушения.

2. отсутствие составаадминистративного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие). Таким образом, состав административного правонарушения присутствует при наличии четырех элементов:

Объекта административного правонарушения. Объект административного правонарушения – общественные отношения, которым административное правонарушение причиняет или может причинить существенный вред.

Объективной стороны. К объективной стороне относится характеристика самого деяния (действие или бездействие), последствия этого деяния, причинно-следственная связь между ними, место, время, способ, средства и обстановка совершения административного правонарушения.

Субъекта административного правонарушения. Субъектом административного  правонарушения может быть вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Субъективной стороны. Субъективная сторона – это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением правонарушения. Ее характеризует такие признаки, как вина, мотив, цель, а также эмоциональное состояние лица в момент совершения правонарушения.

Таким образом, под отсутствием состава административного правонарушения в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ следует понимать:

- отсутствие установленной формы вины привлекаемого лица;

- недостижение привлекаемым лицом возраста наступления административной ответственности.

- нахождение привлекаемого лица на момент совершения противоправных действий в состоянии невменяемости.

3. действие лица в состоянии крайней необходимости.

4.издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.

5. отмена закона, установившего административную ответственность.

6.истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. В соответствии со статьей 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с момента совершения административного правонарушения и составляет 2 месяца.

Срок давностипривлечения к ответственности исчисляется общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки давности привлеченияк административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения указанные выше сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Следует иметь в виду, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановление течения срока давности привлечения к административной ответственности, это удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела, не включается в срок давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела в орган, должностному лицу, уполномоченным, рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица КДНиЗП не должна выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.

7. наличие по одному и тому же факту  совершения противоправных действий(бездействия)  лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5) Определить достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1.  наличие события административного правонарушения,

2. лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.

3. виновность лица в совершении административного правонарушения.

КДНиЗП при определении виновности лица в совершении административного правонарушения должна руководствоваться ст. 1.5 КоАП РФ «Презумпция невиновности».  Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновностьНеустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Таким образом, доказательства, подтверждающие виновность лица, в совершении конкретного административного правонарушения должны быть собраны и зафиксированы в установленном порядке в соответствии со статьями 26.2 – 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административных правонарушениях, собранные по делу доказательства должны оцениваться не только в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдений требования закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств может быть признано, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции РФ, а свидетели, эксперты, специалисты не были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, объяснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ.

4. обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность признаются:

- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение,

- добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении,

- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств,

- совершение административного правонарушения несовершеннолетним,

- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Частью 2 ст. 4.2. определено, что судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в части 1 указанной статьи.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3. КоАП РФ) признаются:

- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его,

- повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.6. лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

- вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения.

- совершение административного правонарушения группой лиц.

- совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

- совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Вышеперечисленные обстоятельства, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

5. характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.

6. обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

7. иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

6) имеются ли ходатайства и отводы.

 

2. Вынесение определений и постановлений

при подготовке дела к рассмотрению (ст. 29.4 КоАП РФ).

 

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится

- определение:

  1. О назначении времени и места рассмотрения дела.

При назначении времени рассмотрения, следует учитывать, что дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в 15-дневный срок с момента его получения (ст. 29.6 КоАП РФ).

Лица, присутствие которых признано обязательным на заседании комиссии, должны быть надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Надлежащим извещением можно считать:

- отправление повестки (извещения, уведомления) заказным письмом с уведомлением о получении,

- отправление повестки (извещения, уведомления) нарочным с получением письменного уведомления о вручении ее адресату (подпись вызываемого лица на отрывном корешке (копии) повестки, с указанием даты получения.

Содержание повестки:

- наименование, точный адрес и телефон комиссии,

- указание места и времени заседания,

- наименование дела об административном правонарушении, по которому производится вызов,

- указание данных лица (Ф.И.О., дата рождения, место жительства, работы (учебы), вызываемого на заседание комиссии, а также в качестве кого оно вызывается).

- указание последствий неявки,

- указание на обязанность лица,  принявшего повестку, извещение, уведомление) в отсутствие адресата, при первой возможности вручить ее адресату.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ №5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела, и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

Также в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, извещается прокурор.

  1. О вызове лиц, указанных статьях 25.1 – 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы.

При рассмотрении дела об административном правонарушении несовершеннолетнего комиссия вправе признать обязательным присутствие его законного представителя (ст. 25.3 ч.5 КоАП РФ), а также иных участников производства по делу.

  1. Об отложении рассмотрения дела.
  2. О возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов  дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
  3. О передаче протокола об административном правонарушении  и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

КоАП РФ не указывает сроков направления протокола об административном правонарушении и по подведомственности. Предполагается, что это должно быть сделано незамедлительно с целью своевременного рассмотрения дела.

Срок пересылки протокола по подведомственности не продлевает срока давности привлечения к  административной ответственности, за исключением случая, когда передача по подведомственности осуществляется по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу.

- постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

- определение о приводе, в случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.9 КоАП РФ для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных КоАП РФ, должностному лицу, соответствующего территориального органа.

Поручение или запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения или запроса.

В соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме орган, должностное лицо, вынесших определение.

Непредставление или несвоевременное представление в комиссию сведений, (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления комиссией ее законной деятельности, а равно представление в комиссию таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

 

 

3. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.

 

При рассмотрении дела об административном правонарушении:

  1. объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на осно­вании какого закона привлекается к административной ответственности;
  2. устанавливается факт явкифизического лица, или законного представителя физического лица, вотношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, атакже иных лиц,участвующих в рассмотрении дела;
  3. проверяются полномочия законных представителей физического лица, защитника и пред­ставителя;
  4. выясняется, извещены ли участники производства по делу вустановленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство, потерпевшего, а также иных лиц, чье участие признано обяза­тельным. Однако допускается рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц, если имеются дан­ные оих надлежащем извещении оместе и времени рассмотрения дела и если от них не поступи­ло ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, а также, если их отсутствие не препятствует всестороннему, полному, объектив­ному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с зако­ном.

  1. разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.
  2. рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Всоответствии со ст.24.4. КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу, имеют право заявлять письменные ходатайства, подлежащее немедленному рассмотрению. По итогам рассмотрения ходатайства выносится определение.

В том случае, если член комиссии лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела, или является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя, лицо, вотношении которого ведется производство по делу об ад­министративном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического пли юри­дического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ №5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей.

По результатам рассмотрения заявления об отводекомиссиявыносит определение об удов­летворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

  1. выносится определение об отложении рассмотрения делав случае:

- поступления заявления о самоотводе или об отводе членов (члена) комиссии, еслиих отвод препятствует рассмотрению дела по существу; отвода специалиста, эксперта или переводчика, еслиуказанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу,

- необходимости явки лица, участвующего врассмотрении дела, истребования до­полнительных материалов по делу при назначения экспертизы.

  1. выносится определение о приводе лица, участие которогопризнается обязательным прирассмотрении данного дела в случае: в соответствии со ст. 27.15. КоАП РФ привод может быть применен:

- к физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делуоб администра­тивном правонарушении,

      -законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности,

- свидетелю.

Привод указанных лиц осуществляется при неявке их на заседание комиссии безуважи­тельной причины в случае, если их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объектив­ному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с зако­ном.

Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения ко­миссии.

  1. выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соот­ветствии со ст. 29.5 KoAП РФ.
  2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела.

Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, пока­зания других лиц, участвующих в производстве но делу, пояснения специалиста изаключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора врассмотрении дела заслушивается его заключение.

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

 

4. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении.

 

В соответствии со статьей 29.8 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении комиссией ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения, участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.

Таким образом, в протоколе указываются:

  1. дата и место рассмотрения дела. Запись о времени рассмотрения дела служит важным подтверждением соблюдения процессуальных сроков, предусмотренных ст. 29.6 КоАП РФ. Место рассмотрения служит подтверждением соблюдения правил территориальной подведомственности, установленных ст. 29.5 Кодекса.
  2. наименование и состав комиссии. Указание в протоколе состава комиссии позволит установить наличие компетенции у всех членов комиссии и наличие кворума при рассмотрении дела.
  3. событие рассматриваемого административного правонарушения. В протоколе кратко излагается фабула дела, которая может быть взята из протокола об административном правонарушении. Указание в протоколе на событие правонарушения позволит исследовать обстоятельства дела в строгом соответствии с инкриминируемым деянием;
  4. сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке. Это позволяет установить фактическую явку при рассмотрении дела. При этом в протоколе может быть отмечено мнение участников производства по делу о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо участников производства.
  5. отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения. Отводы и ходатайства могут заявляться как в устной, так и в письменной форме. Если ходатайство заявляется в устной форме, оно подлежит занесению в полном объеме в протокол, если же в письменной – об этом делается отметка в протоколе. Определения о разрешении отводов и ходатайств также могут выноситься в письменной и устной форме. При этом устное определение должно быть полностью зафиксировано в протоколе.
  6. объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела. Фиксация в протоколе показаний (пояснений, объяснений, заключений) всех участников производства является важной гарантией лица, в отношении которого ведется производство на правильное, объективное и законное разрешение дела. Тем самым выполнение данного условия заставляет лиц, рассматривающих дело, следить за соответствием содержания вынесенного постановления или определения по делу сведениям, содержащимся в протоколе рассмотрения дела.
  7. документы, исследованные при рассмотрении дела. В протокол обычно фиксируется название документа. Если этот документ приобщен кем либо из участников производства при рассмотрении дела, то указывается это лицо.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим на заседании и секретарем заседания. В случае если кто-то из указанных лиц не подписал протокол, он утрачивает юридическую силу.

 

5. Решения, принимаемые комиссией по результатам

рассмотрения дела

 

Все поступившие в комиссию дела должны быть рассмотрены.

По каждому делу должно быть принято решение (в виде определения или постановления).

В соответствии с частью 1  ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1. о назначении административного наказания;

2. о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

 

 

- наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса,

- объявление устного замечания в соответствии со ст. 2.9. Кодекса,

- прекращение производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действии (бездействии) содержатся признаки преступления,

В соответствии со статьей 29.10 в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

Вводная часть:

1) наименование и состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (позволит проверить наличие кворума Комиссии),

2) дата и место рассмотрения дела. В постановлении по делу об административном правонарушении указываются число, месяц и год вынесения постановления. Временем (датой) вынесения постановления является день, месяц и год подписания его председательствующим на заседании комиссии.

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Необходимо учитывать, что данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеют существенное значение для правильного разрешения дела (в частности, для установления, является ли это лицо субъектом данного административного правонарушения), для назначения справедливого наказания и разрешения других вопросов.

Описательно-мотивировочная часть:

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Указывается:

- кем, когда и при каких обстоятельствах был составлен протокол об административном правонарушении,

- обстоятельства совершенного административного правонарушения,

- описание времени и места совершения административного правонарушения, последствий, наступивших в результате его совершения,

- описание противоправных действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, формы его вины в инкриминируемом правонарушении,

- анализ доказательств, подтверждающих либо опровергающих виновность лица в инкриминируемом административном правонарушении,

- анализ иных сведений, являющихся доказательствами, для проведения правильной квалификации деяния, назначения справедливого наказания и исполнения вынесенного постановления.

Должен быть проведен  анализ обстоятельств дела и собранных доказательств, с указанием того, почему одни доказательства были положены в основу для принятия решения, а другие нет. Только в этом случае постановление будет считаться мотивированным.

5) статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основание для прекращения производства по делу,

В резолютивной части указывается:

6) мотивированное решение по делу, оно должно заключаться в признании виновным либо невиновным в совершении  правонарушения.

В случае признания лица виновным об этом делается запись с указанием пункта, части и статьи КоАП по которой привлекается лицо, с обязательным полным изложением диспозиции нормы права, а также вида и размера административного наказания, назначаемого лицу.

7) срок и порядок обжалования постановления. Общий срок обжалования установлен ч. 1 ст. 30.3 КоАП и составляет 10 суток.  Порядок подачи жалобы по делу об административном правонарушении регламентируется т. 30.2 КоАП.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Постановление по делу принимается простым большинством голосов членов Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при равенстве голосов членов Комиссии, голос председательствующего на заседании является решающим.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.11 постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. При этом не допускается оглашение только резолютивной части постановления. Оно должно быть объявлено в полном объеме.

Следует отметить, что административно-процессуальным законом установлены ограничения для присутствия несовершеннолетних лиц (с 16 до 18 лет) при оглашении постановления по делу об административном правонарушении, если при оглашении будут озвучены сведения, которые могут оказать отрицательное влияние на указанное лицо (ч.4 ст. 25.1).

ч. 2 ст. 29.11 обязывает сразу после оглашения вынесенного постановления по делу вручить его копию лицу, в отношении которого оно вынесено. О вручении копии постановления берется расписка, которая прикладывается к материалам дела.  Потерпевшему  копия вынесенного постановления выдается только на основании просьбы в письменной форме.