Якутия в составе государства российского (1632-1917)

Первобытные люди еще в конце ледниковой эпохи заселили бассейны могучих многоводных северных рек — Лены, Яны, Индигирки, Колымы, Анабара, Оленька, их притоков — Алдана, Амги, Вилюя, Олекмы и других, заложив основу для развития человеческой цивилизации на необозримых просторах северо-востока Азии, Аляски и Канады, Центральной и Южной Америки. Археологами установлено наличие всех археологических культур на этой огромной территории, носители которых создали оригинальную культуру, приспособленную к экстремальным условиям существования.

Огромный вклад в культурно-хозяйственное освоение этого обширного края внесли его аборигенные народы — саха (якуты), эвенки (тунгусы), эвены (ламуты), юкагиры (одулы), чукчи, долганы, усилиями которых была совершена охотничье-промысловая, оленеводческая, скотоводческая колонизация самой суровой части Северного полушария. Исследователи назвали их «самоотверженным отрядом человечества», активными участниками мирового исторического процесса и коллективного культурного творчества всего человечества.

К моменту вхождения Ленского края в состав Российского государства его основное коренное население составляли самые северные в мире оседлые скотоводы — тюркоязычные якуты, разводившие крупный рогатый скот и лошадей, занимавшиеся охотой, рыболовством, кузнечным делом, создавшие замечательный героический эпос — Олонхо, уникальную материальную и духовную культуру. Об этом свидетельствует доношение якутского воеводы Василия Пушкина царю (1646 г.) о производстве железа: «... у иноземцев якутов их якуцкое дело железо есть самое доброе... лутче немецкого».

Богата и многообразна культура и других коренных народов — эвенков, эвенов, юкагиров, долган и чукчей. Что касается их религиозных воззрений, то они были приверженцами шаманства и верований, одушевлявших силы природы. Живя в экстремальных природно-климатических условиях Севера, аборигены вели соответствующее им экстенсивное хозяйство; политически были слабо организованы, жили родами, и лишь якуты частично были объединены в более крупные родоплеменные сообщества.

Богатая пушниной «якольская землица» давно привлекала предприимчивых и смелых служилых людей, которые шли вглубь Якутии двумя путями — северным (через Мангазею) и южным (через Енисейск). Тобольские и мангазейские люди следовали по Нижней Тунгуске, далее волоком шли к верховьям реки Чоны, притоку Вилюя, затем по Вилюю спускались к Лене. Енисейские казаки, напротив, двигались по Верхней Тунгуске (Ангаре) и ее притоку Илиму, затем волоком шли к реке Куты, откуда плыли в верхнее течение Лены.

Уже в 20-х годах XVII века на Лене побывали отряды промышленника Пантелея Пянды, казаков Василия Бугора, Антона Добрынского, Мартына Васильева, Ивана Галкина и др. Однако датой вхождения Якутии в состав России принято считать 1632 г., когда енисейский казачий сотник Петр Бекетов основал на правом берегу реки Лены, в местности Чымаадай, примерно в 70 км ниже современного Якутска, Ленский острог и отправил царю челобитную об этом историческом событии: «Того ж году сентября в 25 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу, поставил я с служилыми людьми на Лене острог для государева величества в дальней окраине и для государева ясачного збору и для приезду якуцких людей. А преж тово на Лене реке и в якуцкой земле государева острогу не бывало нигде. А поставил государев новый острожек я, Петрушка, против якуцкова князца Мамыкова улусу».

В 1638 г. был образован самостоятельный Якутский уезд с непосредственным подчинением Сибирскому приказу, позднее преобразованный в Якутскую провинцию (1775 г.) и Якутскую область (1784 г.) Иркутской губернии. Первыми воеводами были назначены П.П.Головин и М.Б.Глебов, которые прибыли в Ленский острог 18 июля 1641 г. Они сразу же приступили к исполнению своих обязанностей. В 1643 г. Ленский острог был перенесен на левый берег и стал называться Якутским.

С момента своего основания Якутск стал не только административным, военным, торговым, культурным и религиозным центром Якутского уезда, но и опорной базой для освоения и изучения новых территорий Дальнего Востока, северо-востока Азии. Во второй половине XVII века знаменитый Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой, Иван Москвитин достиг берегов Тихого океана, уроженец г. Якутска Владимир Атласов открыл Камчатку... В «приискании» и «проведывании» новых земель неизменными участниками походов служилых людей были непревзойденные таежные проводники — местные жители.

Так, в первой половине XVII века Ленский край стал неотъемлемой частью Русского централизованного государства, энергично проводившего целенаправленную политику расширения своих границ на северо-восток и ставшего уже тогда мультиэтническим и мультиконфессиональным Евразийским государством. Как подчеркивал академик А.П.Окладников, «присоединение Сибири к Русскому государству, ее освоение были обусловлены закономерным процессом расширения его территории в ходе складывания русского национального рынка».

В результате Русское государство приобрело огромную территорию с богатейшими природными ресурсами, эксплуатация которых была призвана укрепить его финансово-экономическое положение. «Якольская землица» стала «государевой вотчиной»: здесь установилась власть воеводской администрации, основная масса коренного населения была объясачена. Известно, что в 1641 г. в виде ясака было собрано 7997 шкур соболя, в 1654 г. — 8724 соболя и 2142 лисицы, в 1701 г. - 12720 соболей и 6818 лисиц... В XVIII веке сибирская пушнина составляла 1/3 доходов царской казны.

Вместе с тем следует признать, что здесь, как и по всей Сибири, в процессе освоения новых земель проводилась осторожная политика. Такая сдержанность диктовалась необходимостью не подвергать риску достижение главной цели — регулярного сбора ясака. Это обстоятельство способствовало сохранению традиционных основ жизнедеятельности ленских аборигенов: скотоводов и оленеводов, охотников и рыболовов, их внутренней общественной организации, культурных устоев, обычного права. Впоследствии, по указанию из Москвы, воеводская администрация наладила сотрудничество с местной родовой и племенной верхушкой, перекладывая на них часть своих функций по вопросам судебного разбирательства, местного самоуправления, сбора ясака. В 1676 г. в Москву отправилась первая делегация из числа наиболее влиятельных якутских князцов для улаживания важнейших проблем края, в том числе административных прав коренного населения. В дальнейшем эти же вопросы неоднократно ставились другими представителями Якутии — депутатом Комиссии по составлению нового Уложения (1767 г.), кангаласским князцом Софроном Сырановым, позже — головой Борогонского улуса Алексеем Аржаковым и др.

По мере продвижения по территории Якутии служилые и промышленные люди стали основывать рядом с поселениями местных жителей ясачные острожки и зимовья, в которых постепенно росла численность постоянного русского населения. Со второй полови-ны XVII века русские крестьяне начали заниматься хлебопашеством, приобщая к земледелию и своих соседей – сначала новокрещенных якутов, затем и представителей других народов. Со второй половины XIX века земледелие становится второй отраслью хозяйства местных жителей. Культурно-бытовому сближению способствовали браки русских людей с коренными жителями края.

Стремление к мирному сожительству, проявленное с обеих сторон, по мнению исследователей, стало ведущей тенденцией в их взаимоотношениях. Углублению разнообразных связей способствовала христианизация аборигенов, через которую они приобщились не только к русской, но также и к мировой культуре. В 1736 г. при Якутском Спасском монастыре была открыта первая школа, в 1819 г. издан «Краткий Катехизис» — первая книга на якутском языке, появились первые грамотные люди из числа местных жителей. В первой четверти XIX века возник якутский алфавит на основе русской графики. Миссионерская деятельность Святителя Иннокентия (Вениаминова), ставшего впоследствии митрополитом Московским и Коломенским, первого якутского епископа Дионисия (Димитрия Хитрова, автора «Краткой грамматики якутского языка»), протоиерея Димитриана Попова и др. способствовала расширению единого духовного пространства, формированию патриотизма якутян как представителей многонационального Российского государства. Об этом в декабре 1812 г. писала Санкт-Петербургская газета «Северная почта»: «Якуты, известясь о насильственном вторжении французов в пределы России, оказались столь же усердными и истинными сыновьями Отечества, как и прочие сограждане их на всем пространстве Российской империи». В годы Отечественной войны 1812 г. население Якутской области внесло в фонд обороны 67413 руб. 11 коп. В Бородинском сражении отличились воины Якутского пехотного полка 2-й Западной армии генерала П.И.Багратиона, удостоившиеся личной благодарности императора Александра I. Якутский пехотный полк принял участие и в Крымской войне 1853-1856 гг. в составе 1-й бригады 17-й пехотной дивизии. Боевую славу полка, название которого навечно выбито золотыми буквами в Георгиевском зале Московского Кремля, продолжили герои Порт-Артура полковник Н.Д.Попов, офицеры и рядовые 1-й мировой войны, добровольцы — кавалеры Георгиевских крестов В.Федулов, А.Гаврилов, И.Андросов, ефрейтор 44-го стрелкового Сибирского полка А.Притузов, будущий генерал Великой Отечественной войны...

С началом войны в 1914 г. Якутский инородческий комитет Российского Красного Креста, возглавляемый видным общественным деятелем, адвокатом Г.В.Ксенофонтовым, будущим известным ученым, развернул активную работу по сбору пожертвований и теплых вещей. В обращении комитета к населению говорилось: «...И мы, якуты, как дети матери России, должны в дни всенародной скорби откликнуться на общее дело. Будучи мыслями и чувствами за одно с ними, которые на полях сражений своею кровью запечатлевают преданность долгу, станем же здесь на местах проявлять заботливость к осиротелым семьям и мере сил своих помогать из своего достатка. Пусть эти деяния малы и незначительны, но цена им больше, ибо они идут от чистого сердца на благое дело!» Уже к началу 1915 г. было собрано 4261 руб. 25 коп. пожертвований, отправлено на фронт 5640 теплых вещей.

С созданием императорской Академии наук по прямому указанию Петра I были организованы невиданные по размаху научные экспедиции Д.Г. Мессершмидта, В.И. Беринга, руководителя Великой Северной экспедиции Г.Ф. Миллера, И.Г. Гмелина, Я.И. Линденау, Д.Я. и Х.П. Лаптевых, В.В. Прончищева, Г.В. Стеллера, С.П.Крашенинникова. Затем последовали другие экспедиции: астрономическая (1768—1769) И.И.Исленьева, Северо-Восточная (1785—1793) И.И.Биллингса, И.И.Редовского (1806—1807), Сибирская (1842—1845) АФ.Миддендорфа, К.Дитмара (1851—1856), Г.Л.Майделя (1868— 1870), Ленская полярная (1882—1883), ААБунге и Э.В.Толля (1885— 1886), И.Д.Черского (1891—1892), Э.В.Толля и Е.И.Шилейко (1892— 1893), Русская полярная (1900—1903) Э.В.Толля.

В этих экспедициях деятельное участие принимали местные жители, среди которых можно выделить охотника-эвена Этэрикэна; географа, картографа, исследователя Чукотки и Аляски чукчу Н.Н.Дауркина (Тангитан); промышленника, исследователя Новосибирских островов, якутского мещанина Якова Санникова и других.

Учреждение Русского географического общества (1845 г.) и его отделов способствовало изучению истории и культуры народов Якутии, появлению фундаментальных исследований по их этнографии, фольклору, лингвистике. Большую роль сыграло участие политических ссыльных, миссионеров в научных изысканиях под эгидой РГО (И.А.Худяков, Э.К.Пекарский, В.Л.Серошевский, И.И.Майнов, В.М.Ионов, В.И.Иохельсон и др.). В 1851 г. академик О.Н.Бетлингк издал грамматику якутского языка «О языке якутов» с приложением первого литературного произведения на якутском языке — «Воспоминания» А.Я.Уваровского.

Заметное место в истории Якутии занимает ссылка — административная, уголовная, религиозная, политическая. В XVII—XVIII веках отбывали ссылку гетманы Демьян Многогрешный, Иван Самойлов, племянник гетмана Мазепы Андрей Войнаровский, петербургский генерал-полицмейстер Антон Девиер, граф де Санти, президент коммерцколлегии Генрих Фик, будущий губернатор Сибири Ф.Соймонов и многие другие. С началом революционного движения в России здесь отбывали ссылку декабристы Александр Бестужев-Марлинский и Матвей Муравьев-Апостол, лидер русских революционных демократов Н.Г.Чернышевский, польские повстанцы, народники и, наконец, пролетарские революционеры. Политические ссыльные возглавили революционно-демократическое движение народов края, способствовали пробуждению их политического сознания, воспитали первую плеяду общественных деятелей — будущих государственных руководителей новой Якутии.

В начале XX века под влиянием демократического движения в России и русской литературы возникла якутская художественная литература, основоположниками которой явились А.Е.Кулаковский, А.И.Софронов и Н.Д.Неустроев, внесшие огромный вклад в просвещение своего народа. Под воздействием российских событий возникла периодическая печать, зарождалось театральное искусство. И по другим направлениям Якутия постепенно, но неуклонно входила в духовное пространство России.

(Источник: «Якутия–Россия: 370 лет вместе» / Сост. В.И. Пестерев, Е.С. Шишигин. Под ред. И.И. Шабалиной. – Якутск: Бичик, 2002.)