Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН ДОКЛАД Члена национального комитета Российской Федерации по организации и проведению II Десятилетия коренных народов мира и члена АН РС(Я) Роббека В.А. на заседании Совета по языковой политике при Президенте РС(Я) 5 декабря 2008 г

 

Институт гуманитарных исследований и

проблем малочисленных народов Севера СО РАН

 

 

ДОКЛАД

 

Члена национального комитета Российской Федерации по организации

и проведению II Десятилетия коренных народов мира и члена АН РС(Я)

Роббека В.А.

на заседании Совета по языковой политике при Президенте РС(Я)

5 декабря 2008 г.

 

О парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ «О мерах по реализации целей Второго Международного десятилетия коренных народов мира в сфере народного образования и сохранения родных языков в районах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»,

прошедших 2 октября 2008 г. в г. Москве

 

  

 

Уважаемая Евгения Исаевна,

Уважаемые коллеги!

 

На Слушаниях принял участие Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ М.Е. Николаев, представители Министерств и Ведомств РФ, представители регионов РФ.

Участники Слушаний заинтересованно обсудили проблемы обеспечения доступности и качества образования и сохранения родных языков в районах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Как проявление особой заботы признан тот факт, что Российская Федерация выделила коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в отдельную социальную группу особо нуждающихся в государственной поддержке, в том числе, в вопросах ответственности за сохранение и развитие родных языков этих народов.

В то же время, ни закон Российской Федерации «Об образовании», ни Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ни Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. не содержат норм государственного протекционизма по отношению к коренным малочисленным народам. С одной стороны, провозглашается особая государственная ответственность за состояние дел в сфере образования и сохранения родных языков коренных малочисленных народов.

С другой стороны полномочия по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного образования, финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники, разработка и реализация региональных программ развития образования и ряд других полномочий находятся только в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отметили, что развитие системы образования имеет особую значимость для северных регионов, особенно для их сельских районов, как важный стабилизирующий социальный фактор. Как правило, образовательные учреждения в отдаленных поселках становятся очагами культуры и просвещения.

Подчеркнули, что доступ к образованию рассматривается государством в качестве необходимого условия экономической безопасности России, образование является существенным фактором сохранения и развития национальных  культур.

Акцентировали внимание на объективные трудности, связанные с проведением в стране рыночных реформ, которые привели к серьезным демографическим и социально-экономическим проблемам в северных регионах.

Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что  с недостаточностью финансовых ресурсов в северных регионах в значительный упадок пришла образовательная инфраструктура, средний износ школьных зданий здесь превышает 50% от их общего числа, большое количество школ нуждаются в реконструкции и ремонте.

Не достает учебников и учебных пособий, литературы для внеклассного чтения, особенно на языках коренных малочисленных народов Севера. До 90% издаваемых в России новых книг не поступают в библиотеки многих северных регионов даже в единственном экземпляре, а межбиблиотечный абонемент из-за растущих почтовых расходов фактически распался.

Отметили что значительную работу по развитию образования проводят органы государственной власти таких регионов как Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край.

Указали на ряд отрицательных фактов, проводимых в рамках национального проекта «Образование», такие как, например, в некоторых регионах под видом «модернизации» образовательных учреждений на основе перехода на новые принципы нормативно-подушевого финансирования, были приняты непродуманные решения о закрытии малокомплектных школ в местах компактного проживания коренных малочисленных народов.

Подчеркнули, что особые меры государственной поддержки образования коренных малочисленных народов Севера должны предусматривать разработку федеральных и региональных финансируемых из федерального бюджета целевых программ (подпрограмм) по сохранению и развитию родных языков коренных малочисленных народов, включающие в себя создание более широкой сети малокомплектных школ, организуемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности родителей учеников из числа коренных малочисленных народов, с пересмотренными нормативами подушевого финансирования, введение новых форм образовательных учреждений в виде кочевых школ, кочевых школ-детских садов, других форм образовательных учреждений, развитие дистанционного образования, обеспечения школ учебной и учебно-методической литературой на языках этих народов.

Одной из главных задач в области образования коренных малочисленных народов, как это закреплено в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 г. и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации в сентябре 2008 г., является совершенствование образовательных программ для коренного населения, особенно в части подготовки детей к жизни в современном обществе с полноценным освоением навыков проживания в экстремальных природных условиях, включая оснащение образовательных учреждений и отдаленных населенных пунктов средствами дистанционного обучения.

Серьезной проблемой образования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов является недостаточная численность педагогических кадров, профессионально подготовленных для обучения этой специфической категории обучающихся.

Решением данной проблемы могло бы быть развитие системы квотирования в высших и средних специальных учебных заведениях числа бюджетных мест для подготовки квалифицированных кадров из числа коренных малочисленных народов, обеспечение социальной защиты педагогов, придания им статуса учителя школы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также создание новых образовательных центров по их подготовке и повышению квалификации педагогических кадров.

Перспективы сохранения родных языков напрямую зависят от сохранения и развития традиционных видов хозяйственной деятельности, защиты исконной среды и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, потому что языки коренных малочисленных народов будут жить и развиваться, когда для этого будет создана благоприятная языковая среда.

Участники Парламентских слушаний рекомендовали Федеральному Собранию Российской Федерации:

- разработать и принять проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» и в статью 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части введения квотирования целевых мест для представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

- разработать и принять проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части включения кочевых школ в перечень типов образовательных учреждений;

- разработать и принять проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию в системе образования условий для сохранения и развития родных языков коренных малочисленных народов;

Правительству Российской Федерации:

- ускорить работу по подготовке ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств;

- адресную государственную поддержку в виде субсидий малокомплектным школам и иным формам образовательных учреждений в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока осуществлять посредством:

- внесения  изменений в Федеральную целевую программу «Дети России на 2007-2010 гг.» в части включения объектов капитального строительства и реконструкции школ в национальных селах;

- включения в Федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 гг. проектов по актуальным проблемам образования и сохранения родных языков в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

- разработать и ввести в действие схему целевого выделения средств субъектам Российской Федерации для осуществления профессиональной подготовки специалистов из числа коренных малочисленных народов и их профессиональной адаптации по окончании обучения;

- одобрить и оказать финансовую поддержку инициативе Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) и Фонда «Северные просторы» (Москва) по реализации проекта «Электронная память Арктики» (проект ЭПА) и созданию в его рамках Всемирной электронной северной библиотеки Российский сегмент;

- поручить Министерству образования и науки и Министерству регионального развития Российской Федерации разработать предложения  по установлению дополнительных льгот и норм государственного обеспечения для учащихся и студентов учреждений профессионального обучения из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Из поручений Министерства образования и науки РФ хочу привести только пункт:

- решить вопрос о месте проведения в 4 квартале 2009 г. всероссийской научно-практической конференции на тему «Родные языки, находящиеся под угрозой исчезновения, в системе российского образования», принимая во внимание инициативу Республики Саха (Якутия) о проведении данного мероприятия в г. Якутске.

Национальному организационному комитету по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира:

- образовать межведомственную рабочую группу по проблемам образования и сохранения родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Из рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

-  принять меры по сохранению сельских образовательных учреждений (малокомплектных школ) в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов в связи с переходом на принцип нормативно-подушевого финансирования. Пересмотреть нормативы бюджетного финансирования малокомплектных школ с учетом реальных затрат на их содержание в условиях отдаленности, труднодоступности и экстремальных климатических условий;

- разработать мероприятия, направленные на социальную защиту и обеспечение жильем работников образования (в т.ч. выпускников высших и средних специальных учебных заведений), работающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

- рассмотреть возможность увеличения в два раза заработной платы учителям общеобразовательных учреждений, преподающим родной язык;

- принять участие в создании электронного контента для проекта Национального электронного депозитария в части оцифровки  звуковых коллекций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и сопутствующих архивных и научных материалов, первый этап которого осуществлен Институтом русской литературы РАН (Пушкинский Дом) совместно с Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа.

Также имеются рекомендации Президиума РАН к фондам.

В целом в Рекомендации затрагиваются многие жизненно важные проблемы коренных малочисленных народов Севера РС(Я) в сфере народного образования и сохранения родных языков.

Несмотря на то, что в РС(Я) сделано и делается много, вместе с тем многие проблемы в этой области остаются не решенными. Например, назрела необходимость разработки оптимальных моделей и вариативных технологий обучения исчезающим языкам на основе интеграции традиционных педагогических систем коренных народов и современных образовательных технологий.

Также некоторые пункты постановлений Правительства могут быть скорректированы.  Распоряжение Правительства РС(Я) от 11 июля 2008 г. №740-р «О распределении целевых мест по улусам (районам) РС(Я) на подготовку специалистов в учреждениях профессионального образования в 2008/2009 уч.г.».

Пунктом 3.1. Постановления Правительства РС(Я) от 09.06.2008 г. №216 «О плане приема на подготовку специалистов в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования на 2008/2009 уч.г.» было определено от контрольных цифр приема каждого ВУЗ-а для контрактной подготовки специалистов 25% целевых мест для сельской местности, в том числе 10% целевых мест – для представителей малочисленных народов Севера из мест их компактного проживания.

Нами еще не разработаны оптимальные модели возрождения исчезающих языков.

Много предстоит сделать по использованию киберпространства. В настоящее время ведется разработка серии электронных пособий: запланировано создание такого пособия и по эвенскому языку и фольклору. В 2008 г. началось составление мультимедийной энциклопедии эвенкийского языка по государственной целевой программе «Развитие образования в Республике Саха (Якутия)». Разработка такого рода пособий сочетает традиции отечественного образования, новейшие компьютерные технологии и перспективные направления развития национальных школ. С этой целью в настоящее время разрабатывается электронное издание «Языки и фольклор народов Якутии».

Вместе с тем еще не сделан решающий шаг для сохранения языков и культуры КМНСС и ДВ в получении образования и доступ к информации в киберпространстве.

Интернет предоставляет огромные возможности пользователям в получении образования и доступна для всех. Однако языки КМНСС и ДВ в настоящее время почти не пользуются услугой в Интернете и получении доступа к информации.

Сегодня одна из главных задач – добиться с помощью новых видов технологий, чтобы языки не использовались для еще большей маргинализации народов Севера, находящихся в неблагоприятных условиях. Северяне, родные языки которых не предоставлены в Интернете, не говорящие на языках, употребляемых в Интернете, не могут адекватно участвовать в информационном обмене и вынуждены существовать как бы в тени «господствующих» народов, которые навязывая свой язык, так же невольно навязывают свое мировоззрение, культуру и свои обычаи.

Полагаем, что есть возможность сохранению языкового разнообразия в киберпространстве. Тем более активную работу в этом направлении проводят ЮНЕСКО и Международный союз электросвязи (МСЭ), также созданный в рамках выполнения решений Всемирного саммита по информационному обществу Форум по управлению использованием Интернета.

Есть информация о том, что созданы такие крупные фонды как фонд Фольксвагена, Летний лингвистический институт, Проект сохранения исчезающих языков Раузинга и другие, основными усилиями которых являются изучение и сохранение малых языков, а также финансирование соответствующих проектов.

В настоящее время языки и культура КМНСС и ДВ находятся на такой грани, когда существует большой разрыв в степени использования Интернета по сравнению с русским и другими региональными языками. Этот разрыв может увеличиться, если коренные малочисленные народы Севера не будут иметь доступ в киберпространство.

С этой целью необходимо создание для кочевых школ народов Севера образовательных порталов, где будет показана реальная жизнь народа в местах компактного проживания, этнические хозяйства, культура, традиции, религия, языки на реальных фактах конкретных территорий (родовых кочевых общин) на родных и русском языках картинами, видео и звуковыми файлами и другими данными для образовательных целей, т.е. гиперссылками. Таким образом, перед учениками появятся фотографии, картины традиционного этнического хозяйства (охота, рыболовство, собирательство, предметы труда и быта и др.), рассказы старожилов, песни, сказки и т.д. не на страницах традиционных учебников, а в «живом» виде и в неписьменной форме как в обычной повседневной жизни аборигенов Севера.

Подобный «учебник» в Интернете мог бы быть одним из образовательных ресурсов для малочисленных народов Севера, живущих вдали от центра и находящихся в тысячах километров друг от друга.

Такие сайты в некоторой степени могут заменить учебники. Стоимость создания их будет намного дешевле, чем учебная книга, но для детей эффект и воздействие будут огромны.

Все эти и другие нерешенные проблемы не могут быть положительно решены без создания «Фонда сохранения исчезающих языков» и других мер на правительственном уровне.

Возможно нам следовало бы создать рабочую группу для составления проекта решения Правительства РС(Я) по реализации рекомендаций Парламентских слушаний в Совете Федерации  с приложением комплекса мер.

Благодарю за внимание!