Информация по русскому языку

Информация по русскому языку
 

     Якутия является одним из немногих субъектов Российской Федерации, где установлен государственный билингвизм: утверждены два государственных языка — русский и якутский. Именно поэтому система образования республики характеризуется как система двуязычного образования, которая постепенно трансформируется в полиязычную. Языковые цели современной системы образования республики сводятся к следующему: полиязычие и поликультура; понимание и гармония между различными языковыми и культурными группами; овладение в совершенстве другим языком и повышение профессиональных шансов учащихся на международном уровне.

Создание системы полиязычного поликультурного образования в полиэтнической среде - основная цель языковой политики на современном этапе.

Языковая политика РС(Я) в области образования базируется на Законе РС(Я) «О языках в РС(Я», на нормативно-правовых актах, таких как «Государственная программа по возрождению и развитию языков народов РС(Я», Указ Президента РС(Я) «Об объявлении дня родного языка и письменности», Распоряжение Правительства «О создании отдела языковой политики Департамента по высшей школе и науке при Правительстве РС(Я)», «Государственная программа языкового строительства на 2005-2008гг.».

В 2007 году, объявленном годом русского языка, была проведена системная работа: присуждение премий лучшим учителям,организована  Филологическая летняя школа для победителей республиканских и городских олимпиад по русскому языку, изданы учебники и методические пособия, проведен Форум учителей русского языка и литературы, осуществлен выезд учителей русского языка и литературы, подготовивших победителей республиканских олимпиад по русскому языку и литературе, по литературным местам России. В каждой школе прошли декады русского языка, дни чтения.

       Одним из самых значительных достижений стало обеспечение школ республики кабинетами русского языка и литературы. В течение 2007 года  88 образовательных учреждений получили кабинеты русского языка на общую сумму более 8 миллионов, в том числе 58 кабинетов за счет республиканского бюджета, 30 – федерального.

        Следствием системной работы является повышение качества обучения по русскому языку, о чем свидетельствуют результаты независимых форм оценки качества обучения: итоговой аттестации выпускников 9-х классов по новой форме,  единого государственного экзамена.  Выпускники основной школы показывают в среднем при 99 процентах успеваемости более 70 процентов качества, выпускники старшей ступени при 90 процентах выполнения около 40 % качества.

        Ежегодно лучшие результаты показывают выпускники Верхневилюйского, Мирнинского, Нерюнгринского, Алданского, Томпонского, Хангаласского, Чурапчинского, Сунтарского, Таттинского улусов и г. Якутска

       При этом надо отметить, что результаты выпускников республики сопоставимы со среднероссийскими.

       Победителями Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе ежегодно становятся учащиеся Мирнинского, Усть-Майского, Вилюйского, Хангаласского, Чурапчинского, Усть –Алданского, Верхневилюйского и г. Якутска. В 2008 году на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по литературе ученица 9 класса Покровской СОШ №3 Припузова Надежда заняла второе место.

       Несомненно, успехи обучающихся – это результат работы педагогов из разных уголков республики. Поэтому логично, что в течение 3 лет победителями Приоритетного национального проекта «Образование» ежегодно из 114 педагогов около 20 являются учителями русского языка и литературы. А Премией Президента РС (Я) награждены 8 учителей русского языка и литературы из 52 номинантов.

Содержание образования в настоящий момент находится на стадии модернизации, приняты Государственные стандарты  второго поколения. 

Принятие новых государственных стандартов влечет за собой институциональные изменения в содержании, структуре образования. Видоизменились целевые установки преподавания. Сегодня во главу угла ставится воспитание патриота России, уважающего национальные ценности, ценности гражданского общества и мировой культуры, сознательно относящегося к языку как явлению культуры, основному средству общения.

       И еще одним из положительных моментов принятия новых стандартов являются требования, предъявляемые к условиям обучения, которые должны быть качественными вне зависимости от месторасположения школ. Для этого сегодня в республике  развивается сетевое образование, определены опорных школ, вкладываются средства в информатизацию образовательного процесса. Особое значение придается обновлению материально-технической базы образовательных учреждений. Значительные финансовые потоки направляются на капитальный ремонт школ республики, их оснащение мебелью, технологическим оборудованием, кабинетами, компьютерами, интерактивными досками и т.д.

       Таким образом, государственные стандарты являются условием повышения качества образования, развития государственно-общественного управления, становления гражданского общества.