Информация о количестве проживающих в Республики Саха (Якутия) представителей коренных малочисленных народов Севера в динамике за последние 10 лет, о реализации права изучения ими родных, языках обучения

Информация

о количестве проживающих в Республики Саха (Якутия) представителей коренных малочисленных народов Севера в динамике за последние 10 лет, о реализации права изучения ими родных, языках обучения

 

Таблица 1. Численность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и

Дальнего Востока РФ в РС(Я)

 

 

 

число лиц (человек)

в процентах  к итогу

2002 г.в

%

К 1989 г.

1970

1979

1989

2002

1970

1979

1989

2002

эвенки

9097

11584

14428

18323

1,4

1,4

1,3

1,9

126,4

эвены

6471

5763

8668

11657

1,0

0,7

0,8

1,2

134,5

долганы

10

64

408

1272

0,0

0,0

0,0

0,1

311,8

юкагиры

400

526

697

1097

0,1

0,1

0,1

0,1

157,4

чукчи

387

377

473

602

0,0

0,0

0,0

0,0

54,3

другие

 

 

 

182

 

 

 

 

 

Итого:

16365

18314

24674

33133

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Численность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и

Дальнего Востока РФ в районах проживания МНС по РС(Я) (по данным переписи 2002 г.)

 

 

численность, человек

по РС(Я)

в районах проживания КМНС

Всего

33133

21098

эвенки

18323

12029

эвены

11657

6923

долганы

1272

1023

юкагиры

1097

699

чукчи

602

424

 

 

 

Таблица 3. Владение языками (кроме русского) населением отдельных национальностей

(по данным переписи 2002 г.)

 

 

Численность лиц, владею-щих соответ-ствующим языком

В том числе

 

якуты

русские

эвенки

эвены

долганы

юкагиры

буряты

Татары и другие

эвенкийским

1578

93

21

1384

70

 

3

2

5

эвенским

3778

231

27

107

3272

3

96

5

34

чукотским

338

12

6

2

47

 

28

 

243

юкагирским

394

17

3

6

35

 

310

 

23

долганским

47

5

 

 

 

41

 

 

1

 

        

Примечание: Данные таблицы составлены по данным ФГС по РС(Я) том 5 «Национальный состав и владение языками гражданство населения РС(Я)» (итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.)

 

 

 

СПРАВКА

об изучении языков коренных малочисленных народов Севера

в средних общеобразовательных учреждениях

Республики Саха (Якутия)

Языковое разнообразие мира, в том числе и Российской Федерации, по мнению лингвистов, стремительно сокращается. Проблема выживания  языков является одной из актуальнейших. 2008 год по предложению ЮНЕСКО объявлен ООН Международным годом языков. Это обусловлено тем, что в последние десятилетия наблюдается тенденция унификации культур и исчезновения языкового разнообразия на планете. По данным исследований, проведенных ЮНЕСКО, к концу ХХIвека может остаться лишь 10 процентов существующих сейчас языков. Эта проблема не миновала и языки малочисленных народов Севера.

По данным переписи 2002 года в Республике Саха (Якутия) проживают более 32 тысяч представителей малочисленных народов Севера, в том числе эвенков - 18232, чукчей –602, эвенов – 11657, юкагиров - 1097, долган – 1272 человека.

Среди данного населения наблюдается постепенная утрата родных языков. Степень владения коррелирует с возрастом носителей, интенсивный размах приобретают русско-якутские ассимиляционные процессы. Функционирование данных языков сведено до минимума (эвенский, эвенкийский), некоторые подошли к грани исчезновения (юкагирский). Ситуация с родными языками народов Севера однозначно оценивается как кризисная и может служить индикатором общего социально-экономического неблагополучия малочисленных народов Севера (см. табл. 1).

Таблица 1

 

Количество представителей МНС, владеющих родными языками, по результатам Всероссийской переписи населения РФ 2002 г.

 

 

КМНС

РФ

(чел)

ДВФО

(чел)

РС(Я)

(чел, %)

Общая численность в РС(Я)

  1.  

Эвенки

7584

3435

1578 (8,6%)

18 232

  1.  

Эвены

7168

6908

3778 (32,4%)

11 657

  1.  

Юкагиры

604

436

394 (35,9%)

1097

  1.  

Чукчи

7742

7321

338 (56,1%)

602

  1.  

Долганы

4865

60

47 (3,7%)

1272

 

 

В силу хозяйственно-культурной специфики определенных групп малочисленных народов Севера республики языковая ситуация остается благоприятной для пользования устным и письменным языком в 7 населенных пунктах компактного проживания коренных народов: эвенский – в с. Березовка Среднеколымского, с. Себян-Кюель Кобяйского, с. Тополиное Томпонского, с. Андрюшкино Нижнеколымского улусов, эвенкийский – в с. Иенгра Нерюнгринского, с. Тяня Олекминского улусов, чукотский – в с. Колымское Нижнеколымского улуса. В остальных улусах родные языки практически утрачены.

Специалисты признают, что планомерное воздействие на языковую ситуацию у малочисленных народов Севера может обратить ассимиляционные процессы, приводящие к утрате языка. В этой связи концептуально важным для ревитализации языков малочисленных народов Севера является целенаправленная деятельность по обучению языкам малочисленных народов Севера в общеобразовательных учреждениях. Для преподавания языков коренных малочисленных народов Севера созданы условия в 38 общеобразовательных учреждениях республики (в т.ч. кочевых) из 69 школ мест компактного проживания малочисленных народов Севера (55%). Эвенский язык преподается в 22 школах, эвенкийский – в 15 школах, юкагирский – в 4, чукотский – в 1, долганский – в 1 (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Изучение языка коренных малочисленных народов Севера

как самостоятельного предмета

в средних общеобразовательных учреждениях

Республики Саха (Якутия)

на май 2008 года

 

 

Наименование СОШ

 

Классы

Кол-во учащихся, изучающих предмет

Эвенкийский язык

  1.  

МОУ «Хатыстырская НСОШ №20» с.Хатыстыр Алданского района»

2-9

154

  1.  

МОУ «Кочевая школа №38 «Угут» Алданского района

1-9

7

  1.  

МОУ «Кочевая школа №40 «Амма» Алданского района

1-9

12

  1.  

МОУ «Угоянская СОШ №37» с. Угоян Алданского района

1-9

63

  1.  

МОУ «Кутанинская НСОШ №7» с.Кутана Алданского района

1-9

95

  1.  

МОУ «Кыстатыамская СОШ им. Н.В.Шемякова» с. Кыстатыам Жиганского улуса

5-8

36

  1.  

ГОУ «ЭШИ «Арктика» г. Нерюнгри

8-11

72

  1.  

МОУ «Золотинская СОШИ» с. Иенгра Нерюнгринского района

1-11

221

  1.  

МОУ «Тянская СОШ» с.Тяня Олекминского района

1-11

89

  1.  

МОУ «Киндигирская СОШ» с. Куду-Кюель Олекминского района

5-9

55

  1.  

МОУ «Оленекская СОШ им. Х.М.Николаева» с. Оленек Оленекского района

1-6

266

  1.  

МОУ «Харыялахская СОШ» с. Харыялах Оленекского района

1-9

148

  1.  

МОУ «СОШ №10 ЭКЦ с. Сюльдюкар Мирнинского района»

1-4

25

  1.  

МОУ «СОШ №38 Саха-Канадский центр» г. Якутска

1-10

20

 

Всего

 

1263

Эвенский язык

  1.  

МОУ «Майорская СОШ» с. Куберганя Абыйского улуса

3, 9

16

  1.  

МОУ «Оленегорская СОШ» с. Оленегорск Аллаиховского улуса

1-11

25

  1.  

МОУ «Чокурдахская СОШ» п. Чокурдах Аллаиховского улуса

7,9,11

12

  1.  

МОУ «Хара-Улахская СОШ» с. Найба Булунского улуса

2-8

33

  1.  

МОУ «Верхнеколымская ООШ» с. Верхнеколымск Верхнеколымского улшуса

2-9

14

  1.  

МОУ «Утаинская ООШ» с. Утая Верхнеколымского улуса

2,3,7

11

  1.  

Стационарная кочевая школа при МОУ «Табалахская СОШ» с. Табалах Верхоянского улуса

1-11

15

  1.  

МОУ «Сеген-Кюельская СОШ» с. Сеген –Кюель Кобяйского улуса

2-9

67

  1.  

МОУ «Себян-Кюельская СОШ» с. Себян –Кюель Кобяйского улуса

1-11

180

  1.  

МОУ «Улахан-Чистайская СОШ с. Сасыр Момского улуса

1-11

54

  1.  

МОУ «Орто-Дойдунская СОШ им. В.Д.Лебедева» с.Кулун-Елбют Момского улуса

2-11

18

  1.  

ГОУ «ЭШИ «Арктика» г. Нерюнгри

8-11

53

  1.  

МОУ «Андрюшкинская НСОШ» с. Андрюшкино Нижнеколымского района

1-11

55

  1.  

МОУ «Ючюгейская СОШ» с.Ючюгей Оймяконского улуса

1-11

61

  1.  

МОУ «Березовская НСОШ» с. Березовка Среднеолымского улуса

1-11

75

  1.  

МОУ «Тополинская СОШ» с. Тополиное Томпонского улуса

1-9

162

  1.  

МОУ «Силянняхская СОШ» с. Силяннях Усть-Янского улуса

1-11

58

  1.  

МОУ «Уяндинская ООШ» с. Уянди Усть-Янского улуса

1-9

37

  1.  

МОУ «Джаргалахская СОШ» с. Джаргалах Эвено-Бытантайского улуса

2-9

40

  1.  

МОУ «Саккырырская СОШ» с. Саккырыр Эвено-Бытантайского улуса

1-11

126

  1.  

МОУ «СОШ №38 Саха-Канадский центр» г. Якутска

5,7,9

6

 

Всего

 

1118

Юкагирский язык

  1.  

МОУ «Андрюшкинская НСОШ» с. Андрюшкино Нижнеколымского района

1-11

32

  1.  

МОУ «Нелемнинская СОШ им. Н.И.Спиридонова - Текки Одулока» с. Нелемное Верхнеколымского улуса

1-11

55

  1.  

МОУ «СОШ №38 Саха-Канадский центр» г. Якутска

5,9

2

 

Всего

 

89

Чукотский язык

  1.  

МОУ «Колымская НСОШ им. Н.И.Таврата» с. Колымское Нижнеколымского района

1-11

76

 

Всего

 

76

 

ИТОГО

 

2546

 

Изучение родных языков на элективных курсах, факультативах, кружках

 

Эвенкийский язык

1.

МОУ «Кюпская СОШ» с. Кюпцы Усть-Майского улуса (кружок)

2-4

10

2.

МОУ «Кюпская СОШ» с. Кюпцы Усть-Майского улуса (интегрированный элективный курс «Эвенкийский язык и эвенкийская культура)

5-9

64

Эвенский язык

3.

МОУ «Колымская НСОШ им. Н.И.Таврата» с. Колымское Нижнеколымского района (факультатив)

 

12

Юкагирский

4.

МОУ «Колымская НСОШ им. Н.И.Таврата» с. Колымское Нижнеколымского района  (факультатив)

 

11

Долганский язык

5

МОУ «Юрюнг-Хаинская СОШ» с. Юрюнг-Хая Анабарского улуса (факультатив)

5-9

103

 

ВСЕГО

 

200

 

ИТОГО

 

2746

 

 

В местах компактного проживания малочисленных народов Севера проживает 25154 представителя малочисленных народов Севера, в т.ч. 9902 ребенка от 0 до 17 лет.

Детей малочисленных народов Севера школьного возраста по всей республике  насчитывается 6177 человек, из них изучают родные языки 2746 чел. (44,5%), в т.ч., из 2231 эвенов изучают родной язык 1130 (50,6%), из  3383 эвенков изучают эвенкийский язык 1337 (39,5%), из 168 юкагиров -100 (59,5%), из 145 чукчей – 76 (52,4%), из 252 детей долган – 103 (40,8%).

Число школ с обучением языкам КМНС имеет стойкую тенденцию к увеличению. Введено изучение языков малочисленных народов Севера в ныне утративших эвенкийский и эвенский языки районах проживания КМНС - в ряде школ Булунского, Жиганского, Оленекского, Усть-Майского и других улусов. Эвенкийский, эвенский, юкагирский языки  изучают в МОУ «СОШ №38 Саха-Канадский центр» в г. Якутске. В целом родной язык изучают в более чем половине школ мест компактного проживания малочисленных народов Севера. Ежегодно растет количество детей, изучающих родной язык. (см. табл. 3).

Таблица 3

Изучение языков коренных малочисленных народов Севера

в школах РС(Я)

 

 

Языки

1989 г.

2000 г.

2006 г.

2008г.

школ

Кол-во уч-ся

школ

Кол-во уч-ся

школ

Кол-во уч-ся

школ

Кол-во уч-ся

Эвенкийский

1

 

9

751

14

1168

15

1337

Эвенский

3

 

20

882

19

1084

22

1130

Юкагирский

 

 

3

103

5

119

4

100

Чукотский

 

 

 

 

2

100

1

76

Долганский

 

 

 

 

1

10

1

103

ВСЕГО

4

673

28

1853

38

2481

38

2746

 

 

Количество школ с преподаванием родных языков коренных малочисленных народов Севера с 1989 по 2000 г. увеличилось на 85,7%, а с 2000 по 2008 год - на 26,3%. Увеличение количества школ с преподаванием родных языков коренных малочисленных народов Севера с 1989 года по 2008 год составляет 89,5%.

По сравнению с 1989 г. в 2000 г. число учащихся, изучающих родной язык, увеличилось на 63,7%, а с 2000 по 2008 год – на 32,5 %. Увеличение количества учащихся, изучающих родной язык, с 1989 года по 2008 год составило 75,5%.

Статус экспериментальных площадок по разработке новых моделей национальных школ имеют 10 школ мест компактного проживания малочисленных народов Севера. Целью экспериментальной работы является обучение и воспитание учащихся, способных реализовать свои способности в современных условиях, сохранение и  развитие родных языков,  приобщение учащихся  к традиционным занятиям и национальной культуре, воспитание здорового образа жизни и экологической культуры (см. табл. 4).

 

 

Таблица 4

Экспериментальная работа по разработке новых моделей

национальных школ

 

Улус

 

Школа

Тема

1

Верхнеколымский

Нелемнинская СОШ

«Формирование и развитие личности ребенка юкагира в полиэтнической среде»

2.

 Верхоянский

Табалахская  СОШ

 Организация индивидуальной образовательной траектории учащихся в режиме кочевой школы»

3.

Нерюнгринский

Золотинская СОШ

«Национально-региональный компонент в обучении и воспитании учащихся в полиэтнической среде»

4.

Томпонский

Тополинская СОШ

 

 Социально- педагогические основы углубленного изучения эвенского языка

5.

Усть- Майский

 Эжанская СОШ

« Проблемно-постановочное образование на основе диалога как форма здоровьесберегающего образования в малокомплектной  школе»

6.

Алданский

Хатыстырская СОШ

 «Формирование этнической толерантности детей малочисленных народов Севера в условиях диалога культур в сельском социуме»

7.

 

 Мирнинский

Сюльдюкарская СОШ

 «Обновление уклада школьной жизни на народных традициях и обычаях в школе - этнокультурном центре села»

8.

Нерюнгринский

ЭСШИ«Арктика»   (г.Нерюнгри)

 «Создание школы -гимназии для малочисленных народов»

9.

Оймяконский

Ючюгейская СОШ

«Использование экологической культуры эвенского народа в учебно-воспитательном процессе»

10.

Эвено-Бытантайский

Саккырырская СОШ

 « Школа - духовный центр села в условиях диалога коренных народов как фактор социализации выпускников»

             

 

Говоря о ревитализации исчезающих языков, нельзя признать тот факт, что никакими образовательными программами невозможно компенсировать разрушение языковой среды. Островками традиционного способа ведения хозяйства и традиционного общества с использованием исконных языков являются производственные коллективы, сохраняющиеся в оленеводстве. Показательно, что у этносов, не знавших оленеводства как основной отрасли хозяйства (юкагиры, ительмены, эскимосы), процессы разрушения традиционных форм хозяйства, культуры, а также утраты родного языка, выражены гораздо сильнее, нежели у оленеводческих народов (ненцы, чукчи, эвены). Современные проблемы коренных малочисленных народов Севера диктуют необходимость увязывания образования с традиционным укладом жизни малочисленных народов Севера. Кочевые школы играют большую роль в обучении и воспитании, приобщению к языку, традиционным занятиям и родной культуре детей оленеводов и охотников, для укрепления семьи и для сохранения среды функционирования языка. В республике под руководством министра образования РС(Я) Ф.В. Габышевой реализуется Концепция развития кочевых образовательных учреждений и проекта ЮНЕСКО по развитию кочевых школ коренных малочисленных народов Севера. В настоящее время кочевые школы Якутии переживают новое рождение в условиях инновационного развития педагогической теории и уникальной образовательной практики. В настоящее время в республике насчитывается 10 кочевых школ, где обучается 113 детей (см. табл. 5).

 

Таблица 5

Кочевые школы  Республики Саха (Якутия)

 

Наименование ОУ

Базовая школа

Кол-во уч-ся

Производственное учреждение

1

МОУ «Основная общеобразовательная малокомплектная (кочевая) школа «Амма» №40»

Хатыстырская СОШ Алданского улуса

14

При родовой общине «Верхняя Амма»

2

МОУ «Основная общеобразовательная малокомплектная (кочевая) школа «Угут» №38»

Хатыстырская СОШ Алданского улуса

6

При родовой общине «Угут»

3

Улахан-Кюельская малокомплектная долганская кочевая школа

Улахан-Кюельская СОШ Анабарского улуса

6

При родовой общине «Улахан-Кюель»

4

Стационарно-кочевая школа с разновозрастным обучением

Табалахская СОШ Верхоянского улуса

5

При родовой общине «Мола»

5

Эвенская начальная кочевая школа-сад «Нэргэт»

Себян-Кюельская СОШ Кобяйского улуса

3

При оленстаде ГУП «Себян»

6

Малокомплектная кочевая начальная школа-сад при чукотской общине «Нутендли»

Колымская СОШ Нижнеколымского улуса

18

При родовой чукотской общине «Нутендли»

7

Эвенкийская кочевая школа «Черода

Тянская СОШ » Олекминского улуса

3

При родовой общине «Чорода»

8

Кочевая эвенкийская школа-сад «Куонэлэкэн»

Харыйалахская СОШ Оленекского улуса

8

При оленстаде №1 МУП «Оленек»

9

Эвенская малокомплектная кочевая школа-сад «Уродан» Колымская

Березовская СОШ Среднеколымского улуса

8

При родовой общине «Уродан»

10

Тополинская кочевая школа

Тополинская СОШ Томпонского улуса

42

 

 

ВСЕГО

 

113

 

 

 

Динамика роста кочевых образовательных учреждений следующая: 1990-1993гг. – 4 шк.; 1994-1995 гг. – 5 шк.; 1996-2000 гг. – 4 шк.; 2001-2004 гг. – 8 шк.; 2005-2007 гг. – 9 школ, 2008-10 школ. Количество детей кочевых образовательных учреждений: 2004 г. – 56 детей, из них 8 дошкольников, 15 учащиеся начальных классов, 33 учащихся ср. школы; 2007 г. – 80 детей, 2008год – 113 детей.

Министерством образования РС(Я) с середины 90-х гг. практикуется проведение заочных и очных республиканских, а затем региональных олимпиад по родным языкам малочисленных народов Севера, которые способствуют повышению интереса и мотивации к изучению родной культуры и родного языка у детей. В олимпиадах традиционно принимают участие учащиеся эвенкийских школ Амурской области, Республики Бурятия, Эвенкийского автономного округа и др.

Одной из форм сохранения и развития языка народа является организация работы фольклорных ансамблей, творческих художественных коллективов по пропаганде народного творчества малочисленных народов Севера.

В настоящее время в республике успешно работают более 20 детских фольклорных коллективов малочисленных народов Севера (см. табл.6). Многие из них известны не только в республике, но и за ее пределами.

 

Таблица 6

Детские фольклорные коллективы малочисленных народов Севера

 

Название коллектива

Место

Руководитель

1

Фольклорный ансамбль «Эннэкэн»

Алданский улус, с. Хатыстыр

Архипова Ф.В.

2

Фольклорный ансамбль «Хэйро»

Анабарский улус, с. Юрюнг-Хая

Попова М.А.

3

ТХК «Алмазы Анабара»

Анабарский улус, с.Саскылах

Спиридонова Я.Н.

4

Фольклорный ансамбль «Ногдан»

Абыйский улус, с. Кебергене

Сидоров С.С.

5

Фольклорный ансамбль «Осиктакан»

Аллаиховский улус, п. Чокурдах

Дуткин М.И.

6

Фольклорный ансамбль «Лондол»

Верхнеколымский улус, с. Нелемное

Слепцова Н.И.

7

ТХК «Норгидай»

Верхоянский улус, г. Верхоянск

Борисова Т.С.

8

Фольклорный ансамбль «Юргэл»

Верхоянский улус, с. Табалах

Потапов Н.К.

9

Фольклорный ансамбль «Осиктакан»

Жиганский улус, с.

Иванова М.С.

10

Фольклорный ансамбль «Хэку»

Момский улус, с. УЧ

Слепцова З.Ф.

11

ТХК «Радость тундры»

Момский улус, с.Хону

Иванов П.В.

12

Фольклорный ансамбль «Мэрлэнкэ»

Кобяйский улус, с. Себян-Кюель

Степанова З.А.

13

Фольклорный этнографический ансамбль «Юктэ»

Нерюнгринский улус, с. Иенгра

Колесова М.

14

Фольклорный чукотский ансамбль «Ярар»

Нижнеколымский улус, с. Колымское

Бегунова Т.Н.

15

ТХК «Орончикан»

Оленекский улус, с.Оленек

Егорова Н.В.

16

Фольклорный долгано-эвенкийский ансамбль «Аарык»

Оленекский улус, с.Жилинда

Анисимов В.Я.

17

Фольклорный ансамбль «Осикта»

Оленекский улус, с.Оленек

Потапова М.Ю.

18

Фольклорный ансамбль «Солинга»

Томпонский улус, с. Тополиное

Слепцова Я.В.

19

Фольклорный ансамбль «Маранга»

Томпонский улус, с. Тополиное

Слепцова Я.В.

20

Фольклорный ансамбль «Хоэн»

Среднеколымский улус,

Г. Среднеколымск

Третьяков С.Д.

21

Фольклорный ансамбль «Чэчэбиль»

Усть-Майский улус, с. Кюпцы

Мартемьянова М.В.

22

Фольклорный ансамбль «Нергэт»

Усть-Янский улус, с. Сайылык

Слепцова В.П.

23

Фольклорный ансамбль «Аянесса»

Эвено-Бытантайский улус, с. Саккырыр

Борисова Т.Н.

24

Фольклорный ансамбль «Тугусил»

Эвено-Бытантайский улус, с. Саккырыр

Кривошапкина Н.А.

 

 

Министерством образования РС(Я) совместно с ИПМНС СО РАН в рамках проекта ЮНЕСКО «Содействие сохранению юкагирского языка и устных традиций посредством укрепления ресурсов образовательных учреждений в местах компактного проживания в Республике Саха (Якутия)» созданы электронные учебно-методические комплекты по языку, декоративно-прикладному искусству, литературе и фольклору лесных и тундренных юкагиров. Национальной библиотекой РС(Я) выпущены компакт-диски по литературе народов Севера «Говорящая книга».

В целях улучшения языковой ситуации в республике в Доме народов Севера работает воскресная школа для желающих учить эвенский, эвенкийский и юкагирский языки. Ведется обучение языкам народов Севера на кафедре северной филологии Якутского госуниверситета, Якутском педагогическом колледже №1, Арктическом государственном институте культуры и искусства. Выпускаются учебные пособия и художественные издания для детей на языках малочисленных народов Севера. Учреждены премии имени Тэкки Одулока, Г.М.Василевич, В.Д. Лебедева за системную работу в сфере практики языкового строительства, активную деятельность по пропаганде родного языка. В Доме народов Севера регулярно проводятся конференции, семинары, круглые столы, в ходе которых намечаются приоритетные направления работы для дальнейшего восстановления жизнеспособности, полноценного функционирования родных языков коренных малочисленных народов Севера.

В целом использование языков коренных малочисленных народов Севера в сфере образования благодаря определенной линии Министерства образования республики осуществляется планомерно и целенаправленно. Например, для судьбы эвенского языка в Якутии и позитивных перспектив его дальнейшего развития исключительную роль сыграло то, что в республике в 1960-е-1980-е годы не приостанавливалось преподавание эвенского языка в школах. Благодаря этому в наши дни в Якутии появилось новое поколение эвенской интеллигенции, которая «выросла» на качественной работе педагогов, прививших учащимся любовь и бережное отношение к родному языку.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, кардинально изменить ситуацию не удается. Отмечается разрушение языковой среды, отсутствие учебников и учебно-методических пособий нового поколения по языкам, литературе и культуре малочисленных народов Севера, нехватка квалифицированных методистов, не создана сфера обращения языка.

Исходя из приведенного, можно сформулировать некоторые условия более комфортного существования языка миноритарных этносов:

  • Традиционные отрасли хозяйственной деятельности служат полноценной экономической базой для всех социальных групп аборигенного населения, являются условием сохранения и развития уникальных культур и языков. Поддержка государством оленеводства и других отраслей традиционного хозяйства народов Севера – это один из основных и необходимых мер для сохранения их языков.
  • Решающую роль в регулировании языковой ситуации играет образование. Нет нужды говорить о том, сколь велика роль учебника для эффективного обучения языку. Все специалисты уже давно согласны с тем, что современные учебники родного языка для народов Севера России по своему типу не соответствуют реальной языковой ситуации. Концепция учебника родного языка по существу не претерпела изменений с начала 1930‑х годов — времени официального введения письменности для языков народов Севера, хотя языковая ситуация за это время значительно изменилась. Если первоначально учебник служил лишь средством обучения грамоте на родном языке, на котором же велось и обучение, то уже по крайней мере 30 лет учебник родного языка должен был стать средством обучения языку. Среди педагогов стало расхожей фразой то, что дети изучают эвенский, эвенкийский или юкагирский языки как иностранные языки. Однако учебники родных языков в целом тем не менее до сих пор не стали в методическом плане похожими на учебники иностранного языка, обучающие языку как средству общения, а не только грамоте.
  • Оптимизация обучения языкам на всех уровнях от дошкольных учреждений до вузов с разработкой программ, комплектов учебных пособий и обязательной переподготовкой преподавательского состава и методического аппарата, а также разработка эффективных пособий для самостоятельного изучения этих языков и поддержания навыков пассивного пользования ими.
  • В дальнейшем необходимо работать над совершенствованием обучения родному языку не владеющих с использованием новых технологий обучения, в том числе технологии дистанционного образования, электронных, аудио-визуальных учебников по родным языкам.
  • Актуальным остается разработка компьютерных редакторских программ, в которых необходимо учитывать все без исключения графические знаки письменностей для языков малочисленных народов Севера. Это приведет к расширению контингента пользователей языков в дальнейшем при условии разработки web-сайтов и др. 
  • Важным направлением активного созидательного языкового строительства представляется содействие использованию официальных языков в общественной жизни в местах компактного проживания малочисленных народов Севера: проведении культурных мероприятий, работы СМИ, административных органов и государственной службы. На сегодня в республике не выпускается ни одного печатного издания на языках малочисленных народов Севера, нет действенных программ и курсов по повышению квалификации и т.д. для взрослого населения, не используются официальные языки и в административных и государственных учреждениях. В этой ситуации целесообразным было бы в каждом муниципальном образовании мест компактного проживания малочисленных народов Севера ввести практику курсовой подготовки взрослого населения на родных языках, начать работу по использованию на своей территории официальных языков в делопроизводстве, в виде вывесок, плакатов, табличек и проч.
  • Лингвистическое обеспечение развития языков, обслуживающее в первую очередь хранение языковой информации и ее передачу в пространстве и во времени (создание различных типов грамматик и национально-русских и русско-национальных словарей различного объема и предназначения, издание памятников фольклора и др.).

Соблюдение всех перечисленных условий будет способствовать улучшению языковой ситуации у малочисленных народов Севера РС(Я) и создаст условия для поддержания полноценного функционирования этих языков на перспективу.



 

 

ИНФОРМАЦИЯ

ПО ВОПРОСАМ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

ЗА 2002 И 2006 ГОДЫ

 

 



 

№ п/п

 

 

Годы

2002

2006

1.

Количество школ с преподаванием родного языка и прикладного искусства, в т.ч. базовые школы, экспериментальные площадки

30, в т.ч.

4 кочевых, 7 эксперим-х школ

38, в т.ч.

8 кочевых, 11 эксп-х школ

2.

Количество культурно-эстетических центров

2

6

3.

Количество изданной художественной литературы

3

6

4.

Численность мастеров ДПИ

512

1243

5.

Занятость коренных народов по сферам деятельности (%):

-управления;

-социальная;

-производственная;

-услуги.

 

 

3,5%

25,2%

18,6%

15,7%

 

 

 

 

 

 

6.

Количество культурно-эстетических, туристических центров или общин, занимающихся туризмом

1

5

7.

Количество национальных хозяйств, (основные направления деятельности -оленеводство,  рыболовство, охота).

223

 

 

238

 

 

8.

Выделение коренным народам лимитов на освоение природных ресурсов:

-водные биоресурсы (тонн)

-охотничьи ресурсы (шт.)

-лесные ресурсы (тыс.руб.)

 

 

 

1423

300,0

 

 

987,1

6046

430,0

9

Численность обучающихся из числа коренных народов в:

-общеобразовательных школах;

-высших и средних специальных учебных заведениях.

 

 

5657

1527

 

 

6044

1645

 

10

Выделение лимитов на вылов водных биоресурсов:

- лимит на промысел рыбы (тонн)

 

 

2142

 

 

7989

11.

Состав хозяйств по роду занятости:

-рыболовство

-охотпромысел

-оленеводство

 

155

185

144

 

186

278

126

 

Примечания:

  • По п.10. таблицы по данным Министерства охраны природы РС(Я) в соответствии со статьей 30 Федерального Закона от 26 ноября 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», лимиты (квоты) на вылов водных биоресурсов для малочисленных народов Севера на личное потребление и хозяйственную деятельность не подразделяются, а устанавливаются для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
    • По п.5 ввиду отсутствия данных за 2006 год по занятости коренных народов Севера по сферам деятельности (управления, социальная, производственная, услуги) не представляется возможным заполнение соответствующего столба. Учитывая вышесказанное, дополнительно направляем информацию о занятости населения арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.