Информация Министерства образования РС(Я) о состоянии изучения якутского языка и литературы

Информация Министерства образования РС(Я)

о состоянии изучения якутского языкаи литературы

 

Язык для любой нации – основной вопрос сохранения народа. Право граждан на получение основного общего образования на родном языкегарантировано законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона РФ «Об образовании» общие вопросы языковой политики в области образования регулируются федеральным законом «О языках народов Российской Федерации».

На основании статьи 10 данного закона и статей 27 и 30 Закона РС(Я) «О языках в Республике Саха (Якутия)», статей 16 и 20 Закона РС(Я) «О правах ребенка» родной язык, литература и национальная культура изучаются в школах как отдельные учебные предметы, т.е. во всех общеобразовательных учреждениях по желанию участников образовательного процесса должны функционировать соответствующие классы и группы.

 

Об утверждении Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования

Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (приказ №373 от 06.10.2009).

В разработке и апробации стандарта приняли участие научные и педагогические работники ведущих научных и образовательных учреждений страны: институтов Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Высшей школы экономики, педагогических вузов г.Москвы и г. Санкт-Петербурга, образовательных учреждений дополнительного профессионального и институтов развития образования 14 субъектов Российской Федерации.

В настоящее время под руководством Института стратегическх исследований в образовании РАО подходит к завершению работа над стандартами основного и среднего (полного) общего образования.

Порядок введения ФГОС определен Федеральным законом №260-ФЗ от 10.11.2009: в 2010 г. – по решению образовательных учреждений; в 2011 г. - повсеместно.

Учащиеся, поступившие в школу до 31 декабря до 2010 года, до окончания средней школы учатся по стандартампервого поколения (2004 г.).

 

Особенности нового стандарта

Новый стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основнойобразовательнойпрограммыначального общего образования (ООП) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования к результатам освоения, структуре, условиям реализации ООП.

Изменена структура образовательной программы. В неё наряду с Базисным учебнымпланом(БУП)включены программаформирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;программы отдельных учебных предметов, курсов; программадуховно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;программаформирования культуры  здорового и безопасного образа жизни;программакоррекционной работы; системаоценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной ООП начального общего образования.

В БУП выделены инвариантная (обязательная) часть и вариативнаячасть, в которую включена внеурочнаядеятельность во второй половине дня.

В начальной школе осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, формируются основы умения учиться.Программа духовно-нравственного воспитания включает уроки, внеурочную и внешкольную деятельность. Введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Процессы введения ФГОСНООтребуют специально организованной деятельности образовательных учреждений, методических служб, нового содержания повышения квалификации кадров.

При этом процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности образовательных учреждений, методических служб, нового содержания повышения квалификации кадровс учётом имеющихся ресурсов (временных, человеческих, нормативных).

 

О предметах национально-регионального компонента в новых стандартах

Стандарт предусматривает обучение на родном языке или изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народов России.

Родной язык и литературное чтение как предметы национально-регионального компонента наряду с русским и иностраннымиязыками, математикой, информатикойи др. предметамивключеныв инвариантную часть ФГОС. Региональные, национальные и этнокультурные особенности должны изучаться и в составе остальныхпредметов.

Механизм участия субъекта Российской Федерации в установлении ФГОС определен как «участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части региональных, национальных и этнокультурных особенностей)» в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании».

Субъектамчастично переданы полномочия по разработке региональных, национальных, этнокультурных особенностей примерных основных образовательных программ.

Апробация ФГОС в Республике Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия), расположенная в особых природно-климатических условиях многонациональная республика, имеющая большой опыт по введению национально-регионального компонента общего образования, в числе 14 субъектов получила доверие апробировать материалы по нормативномуи инструментальномусопровождениюорганизации и проведения апробации ФГОС НОО и внести свои предложении и замечания.

Предложения и замечания по документам нового стандарта разработаны Временнымнаучно-исследовательскимколлективом (ВНИК) под руководством министра образования, д.п.н. Ф.В.Габышевой. В составе ВНИК - специалистыМинистерства образованияРеспублики Саха (Якутия), Научно-исследовательского институтанациональных школ(НИИ НШ), Институтаповышения квалификации работников образования(ИПКРО), Управления Роспотребнадзора, Якутского государственного университетаимени М.К.Аммосова и учителя, имеющиеопыт участия в инновационныхпроектах, в разработке стандартов первого поколения. По итогам работы ВНИК издансборник «Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: региональная модель».

Апробация стандартов дала республике возможность внести в материалы ФГОС значительные изменения и дополнения, учитывающие социально-экономические и природно-климатические и другие особенности национально-региональной системы образования.

Одобрение Министерства образования и науки РФ вызвали следующие материалы и предложения, внесенные Министерством образования РС(Я):

Во-первых,проект Базисного учебного плана для школ с родным (нерусским) языком и проект Базисного учебного плана для школ с русским (неродным) языком обучения с изучением родного языка, литературы и культуры народов РС(Я). В них предусмотрено введение интегрированных и модульных курсов по формированию этнокультурной, региональной и гражданской идентичности учащихся.

Данные проекты планов вызвали наибольший интерес специалистов, так как представляют собой готовый вариант и для других регионов.

Во-вторых,Модель образования Iступени с 6-летним сроком на примере 15-летного опыта Эльгяйской СОШ Сунтарского улуса. По мнению авторов, традиционное деление на ступени обучения не в полной мере соответствует возрастным периодам физиологического и психологического развития ребёнка. Шестилетняя модель начального образования имеет свои преимущества в достижении наилучших результатов в продолжении образования в основной школе.Эту модель в перспективе можно использовать в отдаленных и труднодоступных школах, в том числе в  школах  арктических улусов.

В-третьих, Результаты апробации заданий для оценки учебных достижений обучающихся, которые могут быть дополнены требованиями субъектов РФ. ВРеспублике Саха (Якутия) НИИ НШ разработаны планируемые результаты по предметам этнокультурной направленности (якутскому, эвенскому, эвенкийскому, юкагирскому  языкам, родной литературе и культуре народов Якутии.

В-четвертых, Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы. В связи с тем, что Якутия находится в границах Арктического Заполярья, для 35% административных территорий республики характерно «световое голодание» во время полярной ночи и «световое излишество» во время полярного дня. В подобных климатических условиях проживают также практически 100% детей Мурманской области, Ненецкого, Таймырского, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, г. Норильска Красноярского края.

Нашими экспертами предложена необходимость включения в ассортимент школьного питания мясной и другой продукции традиционных видов для северных арктических регионов России.

Также следует отметить, что в образовательном процессе материально-техническое обеспечение имеет важнейшее значение: современные комфортные помещения, кабинеты, мебель, оборудование, учебная литература и т.д. Сегодня на федеральном уровне ведутся переговоры о проектировании подходящих по всем параметрам зданий специально для школ северных регионов.

В-пятых,особого внимания федеральных экспертов привлек опыт кочевых школ. В настоящее время в республике функционируют 10 кочевых школ. Принят закон «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)». Потребность в кочевых образовательных учреждениях существует и в других регионах Севера РФ.

Требования к условиям должны учитывать особенности организации образовательного процесса и в нестандартных ситуациях. Например, это проектирование модульных (сборных) помещений для обучения детей, кочующих с родителями-оленеводами, архитектурная доступность массовых школ для детей-инвалидов.

В-шестых, Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов образовательных программ с учетом языков обучения, то есть контрольные работы, экзаменационные материалы должны быть на родных языках учащихся.

В-седьмых,Включение  учебников по государственным языкам субъектов Российской Федерации родным языкам и литературам народов Российской Федерации и учебников на родных (нерусских) языках в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательных учреждениях.

В-восьмых,придание общефедерального статуса проводящимся в Российской Федерации  олимпиадам по родным (нерусским) языкам и литературам, предоставив их победителям и призерам льготыпо данным предметам при поступлении в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения.

В этом плане Министерство образования ряд лет успешно работает с Якутским государственным университетом. Победители гуманитарных олимпиад пользуются преимущественным правом при поступлении в университет.

За активное участие в апробации и качественную подготовку итоговых документов Министерство образованияРеспублики Саха (Якутия) в 2009 году отмечено Благодарственным письмом Российской академии образования.

Наши взгляды на изучение родных языков в целом поддерживают Председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ Г.А. Балыхин, его первый заместитель О.Н. Смолин, руководители национальных республики др.

Апробация материалов ФГОСНОО прошла в 21 школе республики, отобранной с учётом типового и видовогоразнообразия, языковобучения и опытаучастия в экспериментальной работе. Организация апробации осуществлена при активной поддержке органов местного самоуправлениямуниципальных образований, общественности.

При ИПКРО был создан региональный Центр апробации ФГОС. На базе НИИ НШ работал постоянный семинар для членов ВНИК.

В июне2009 г. организована экспертиза методологического аппарата проектов ФГОС, разработанных:Российской академией образования; Институтом проблем образовательной политики «Эврика» (г. Москва); Институтом развития регионального образования Свердловской области.

Вопросы введения ФГОС в республике обсуждены на следующих республиканских мероприятиях:

- январское совещание работников образования РС(Я) «О задачах региональной системы образования по реализации образовательной стратегии «Наша новая школа» (20-21.01.2009);

- совещание с участием директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ И.М. Реморенко по обсуждению образовательной стратегии «Наша новая школа» (09.04.2009);

- Коллегия Министерства образования РС(Я) (14.04.2009);

- семинар «ФГОС нового поколения в общеобразовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения» в рамках Августовского совещания работников образования РС(Я) «Эффективность сферы образования как ресурс социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» (19.08.2009);

- республиканская научно-практическая конференция «Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Региональная модель» с участием руководителя рабочей группы по разработке новых стандартов среднего образования, д.п.н. А.М.Кондакова и специалистов Института стратегических исследований в образовании РАО(21-22.12.2009). Участие Александра Михайловича Кондакова в данной конференции свидетельствует о том, что федеральные эксперты ценят вклад Якутии в разработку и внедрение нового стандарта. В своем выступлении он выразил надежду на дальнейшее сотрудничество с нашей республикой.

Также в целях обобщенияроссийского опыта, международной практики по сохранению и развитию в сфере образования языков и культур коренных народовпроведены в г.Якутске Международная конференция ассоциированных школ ЮНЕСКО “Мы вместе на защите рек: юные экологи за сохранение и обьогащение природного, культурного наследия” (июль 2009 г.) и Всероссийская научно-практическая конференция«Родные языки коренных малочисленных народов Российской Федерации в системе российского образования»(сентябрь 2009 г.).

 В работе конференций приняли участие представители регионов Российской Федерации, гости из зарубежных стран.

 

Информация о введении ФГОС, разъяснения периодические публиковались в средствах массовой информации, состоялись передачи по республиканскому телевидению и радиовещанию.

В целях создания условий для организации образовательного процесса, укрепленияматериально-технической базы школ в рамках реализации задач Приоритетного национального проекта «Образование», комплексного проекта модернизации образованияза счёт федеральных и республиканских средств образовательнымучреждениямвыделяются мебель, учебно-методическая литература, учебное, лабораторное, компьютерное, медицинскоеи технологическоеоборудование, спортивныйинвентарь, автотранспорт и т.д.

 

Обучение на родных языках. Изучение родных языков

По статистическим данным2010 г., обучениена якутском языке ведется в 416школахреспубликис охватом 55326 учащихся. Дополнительно к этому 33445 учащихсяв 192 школах изучаютякутский как государственный, что на 11,75% и 15,63% соответственно выше прошлогодних показателей.

В 15школах учащиеся изучают эвенский (840чел.), 15школах– эвенкийскому (1269чел.), 3 школах– юкагирскому (89 чел.) и в 1школе– чукотскому языку(70чел.)

 

Итоги успеваемости обучающихся РС(Я)

по якутскому языку и литературе

за 2008-2009 учебный год

 

 

 

классы

Язык

Литература

Средний балл по госуд. итоговой аттестации

% усп.

% кач.

% усп.

% кач.

Язык

Литература

5

99,3

65,2

99,5

75,9

-

-

9

99,7

62,0

97,2

64,9

3,9

3,5

10

99,6

63,0

99,2

65,1

-

-

 

Образование социума г.Якутскаориентировано на создание поликультурного образовательного пространства, предполагающего учет социально-экономических, демографических, культурных особенностей в содержанииобразования и воспитания в каждом образовательном округе, конкретной школе, учебном заведении.

На территории Городского округа «Город Якутск» функционируют55 муниципальных детских образовательных учреждений,где воспитывается 11649 детей; в том числе 5 якутских детских садов: ДОУ №10,21,51, 4, 70. Всего по городу обучение и воспитание на якутском языкеведется в 16 д/с в 54 группах с охватом 1674 детей.

Занятия по разговорномуякутскомуязыку ведутся в 32 д/ссохватом 2972 детей.

Дополнительно открываются якутские группы. С декабря 2008 г.якутские группы открылись в д/с №5“Радуга”,№8“Родник”, №14“Журавушка”,№82“Мичээр”, №70“Кэрэчээнэ” (с.Хатассы). В план 2010 г. включено открытие якутских групп в д/с № 42.

Открылись новые здания Хатасского д/с и №5 “Радуга”.

Муниципальных общеобразовательных учреждений 52, где обучается 31557 школьников. Количество детей саха школьного возраста 16137, владеют языком 12495.

Изучение якутского (родного) языка и литературы проводится в 19 школах в 257 классах-комплектах с охватом 6235 обучающихся, в том числе в 6якутскихшколах:

  1. Якутская городская национальная гимназия;
  2. Саха гимназия;
  3. Национальная политехническая СОШ №2;
  4. СОШ №14имени М.П.Бубякиной;
  5. Тулагинская СОШ имени Кочнева П.И.;
  6. Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е.Самсоновых.

Обучение на родном языке и по другим предметам до 7 класса ведется в СОШ №14имени М.П.Бубякиной, Тулагинской СОШ имени Кочнева П.И.; Хатасской СОШ имени П.Н. и Н.Е.Самсоновых. В Якутской городской национальной гимназии, Саха гимназии и Национальной политехнической СОШ №2- до 5 –го класса.

В классах с русским языком обучения региональный компонентучебного плана представлен предметами “Якутский язык как государственный”(разговорный якутский язык)и “Культура народов Республики Саха(Якутия)”.

“Якутский язык как государственный”(разговорный якутский язык)во 2-9 классахведется по 1 ч.в неделю в42 школах с охватом 567 классов-комплектов (14245 обучающихся).

“Культура народов Республики Саха(Якутия)” в 1-11 классахведется по 1 ч.в неделю в 50 школах с охватом 963 классов-комплектов (21440 обучающихся).

В 19 школах в классах с якутским языком обучения изучается родной язык и литература согласно учебному плану: 1-4 кл.- 5 ч.;5-9 кл.- 4 ч.;10-11 кл. – 2 ч.

 

К вопросу о национальной школе

В законодательстве нет точного определения понятия «национальная школа». Исторически сложилось так, что понятие национальной школы в основном определяется языком обучения и воспитания. Это право обеспечивают статьи 6 «Язык обучения» Законов РФ и РС(Я) «Об образовании».

В Якутии обучение якутскому языку на государственном  уровне непрерывно ведется с 1922 г., а обучение родным языкам малочисленных народов Севера - с тридцатых годов.

С этого времени республика сама разрабатывает, утверждает, издает учебные программы, учебники, пособия по предметам родные языки, литература, литература коренных народов (якутский, эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский), якутский язык как государственный, культура народов РС(Я).

Именно для решения данной проблемы в 1948 году Министерством просвещения РСФСР был создан отдельный Институт национальных школ.В 1961 году был создан Якутский филиал Института национальных школ. На базе этого филиала в 1992 году был открыт Научно-исследовательский институт национальных школ РС(Я).

С советских времен только три республики: Татарстан, Башкортостан и Якутия обучали на родных языках и издают учебники на родных языках. Теперь к этому списку добавилась и Чувашия.Этот факт говорит о том, что якутский язык имеет устойчивую литературную норму - показатель уровня развития языка. В разработке учебной литературы участвуют сотрудники ведущих научных учреждений и учителя.

Программы и учебники после независимой экспертизы проходят утверждение на Учебно-методическом совете для присвоения грифов«Допущено» и «Рекомендовано» для использования в образовательном процессе.