Информация "Языковая политика в Республике Саха (Якутия): состояние и перспективы"

нформация "Языковая политика в Республике Саха (Якутия): состояние и перспективы"
 

ИНФОРМАЦИЯ

Языковая политика в Республике Саха (Якутия):
состояние и перспективы
  

 

Информация «Языковая политика: состояние и перспективы»» подготовлена к заключительному заседанию Совета по языковой политике при Президенте Республики Саха (Якутия) 15 декабря 2011 года по поручению заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), председателя Совета по языковой политике при Президенте Республики Саха (Якутия) Ф.В. Габышевой.

Целью информации является анализ состояния, особенностей и тенденций совершенствования языковой политики в Республике Саха (Якутия).

Проведен мониторинг эффективности работы Совета по языковой политике при Президенте Республики Саха (Якутия).   

 

1. Современное состояние

 

Вопросы языковой политики в Республике Саха (Якутия) регулируются Конституцией Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), Федеральным законом от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Законом Республики Саха (Якутия) от 16.10.1992 №1170-XII«О языках в Республике Саха (Якутия)», Законом Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 111-З №243-III«О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регулирующими проблемы языка.

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. распространенность владения различными языками в Республике Саха (Якутия) составила: русским владели 885504 чел. из 949280 чел (93 %)., в том числе: 376439 чел. из 432290 якутов –87 %, 16241 чел. из 18232 эвенков – 89 %, 10430 чел. из 11657 эвенов – 89,5 %, 1046 чел. из 1097 юкагиров – 95,3%, 592 чел. из 602 чукчей –98,3%.

Якутским языком из общей численности населения Республики Саха (Якутия) владели  446 704 человек, что составило 47,05%. Официальными языками коренных малочисленных народов Севера: эвенским – 3778 чел., эвенкийским – 1578 чел., юкагирским – 394 чел., чукотским  – 338 чел., долганским – 47 человек, что составило всего 0,6 % от общей численности населения республики, что  свидетельствует об их критическом состоянии.

В статье 46 Конституции Республики Саха (Якутия) закреплено, что «государственными языками Республики Саха (Якутия) являются язык саха и русский язык. Языки народов Севера республики являются официальными в местах их компактного проживания».

Анализ текущего состояния функционирования государственных языков Республики Саха (Якутия) и официальных языков в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) указывает на особенности этнолингвистических условий Республики Саха (Якутия), характеризующихся двуязычием и многоязычием разных видов и сочетаний.

Современная языковая ситуация в республике показывает, что эвенкийский и эвенский относятся к тем языкам, которые имеют неблагоприятные параметры по степени сохранности родного языка, а юкагирский является исчезающим.

2. Ключевые проблемы

Ключевыми проблемамив сфере языковой политики являются:

необходимость создания условий для эффективного функционирования  государственных языков Республики Саха (Якутия) и официальных языков в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) как важнейшего средства обеспечения государственной це­лостности и национальной безопасности Российской Федерации;

необходимость обеспечения условий для развития государственных языков Республики Саха (Якутия), объединяющих полити­ческую, экономическую и культурную сферы жизни на территории Республики Саха (Якутия), как средства меж­национального общения;

потребность в проведении последовательной и взвешенной языковой политики в Республике Саха (Якутия);

необходимость создания равных условий для овладения государственными языками Республики Саха (Якутия) и официальными языками в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) всеми гражданами Республики Саха (Якутия).

В ближайшие годы разнообразие этнического и конфессионального состава населения Республики Саха (Якутия) будет нарастать в связи с миграционными процессами. В этих условиях особое значение приобретает поддержка национальной идентичности, в том числе коренных малочисленных народов Севера. Возрастет необходимость сохранения и развития языков коренных малочисленных народов Севера как основы для формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох.

С другой стороны, необходимо предусмотреть механизмы обучения на коммуникативном уровне мигрантов (киргизов, узбеков, таджиков, армян и др.) государственным языкам Республики Саха (Якутия)

3. Пути решения

 Цель языковой политики - создание условий для полноценной реализации функций государственных языков Республики Саха (Якутия) и официальных языков в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия), их сбалансированного развития в условиях современных процессов глобализации.

Впервые в Республике Саха (Якутия) разработана и утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», обеспечивающая программно-целевое управление в сфере языковой политики. Источником финансирования является государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в сумме 64 833,40 тыс. рублей.

Достижение количественных показателей и качественных индикаторов будет осуществляться путем решения задач:

обеспечения повышения роли государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия);

проведения комплексных исследований и мониторинга функционирования государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия);       

удовлетворения языковых и этнокультурных запросов в  инновационных методиках и технологиях обучения государственным и официальным языкам в Республике Саха (Якутия).

Результатом государственного стимулирования сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Саха (Якутия) и официальных языков в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) должно стать их эффективное использование в различных сферах общественной жизни Республики Саха (Якутия).

 

4. Мониторинг работы Совета по языковой политике при Президенте Республики Саха (Якутия) (в сравнении с 2010 годом)

 

4.1. Нормативное правовое обеспечение реализации языковой политики в Республике Саха (Якутия)

В 2011 году подготовлено и утверждено:

Указов Президента Республики Саха (Якутия) – 4 (в 2010 году – 1);

распоряжений Президента Республики Саха (Якутия) – 4 (в 2010 году – 0);

постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) – 1 (в 2010 году -0);

распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия) – 4 (в 2010 году – 1);

распоряжений Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) – 1 (в 2010 году – информации нет).

          Подготовлено и направлено в исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) заключений на проекты нормативных правовых актов – 10 (в 2010 году – информации нет).

         

               4.2. Обеспечение деятельности Совета по языковой политике при Президенте Республики Саха (Якутия)

          В 2011 году проведено заседаний Совета по языковой политике при Президенте Республики Саха (Якутия) – 5 (в 2010 году – 1).

          Рассмотрено вопросов и принято решений по актуальным направлениям языковой политики – 21 (в 2010 году – 5).

               Проведено 4 круглых стола с участием членов Совета по языковой политике при Президенте Республики Саха (Якутия) (в 2010 году – информации нет).

               Таким образом, эффективность работы Совета по языковой политике при Президенте Республики Саха (Якутия) в 2011 году существенно повысилась.

  

Приложение №1

 к информации

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов, подготовленных

Советом по языковой политике при Президенте Республики Саха (Якутия)

в 2011 г.

 

1. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2011 года № 789 «О Совете по языковой политике при Президенте Республики Саха (Якутия)»;

2. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2011 года № 790 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия)

от 16 января 2009 года №1278 «О Кодексе этического поведения   членов Правительства Республики Саха (Якутия) и государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)»;

3. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2011 года № 917 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия)

от 16 января 2009 года №1278 «О Кодексе этического поведения   членов Правительства Республики Саха (Якутия) и государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)» (Правила публичных выступлений и предоставления служебной информации);

4. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 962 «О государственной программе «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»;

5. Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 6 мая 2011 года №279-РП «О Межведомственной рабочей комиссии по разработке предложений к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

6. Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 3 октября 2011 года №711-РП «О внесении изменений в распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 6 мая 2011 года №279-РП «О Межведомственной рабочей комиссии по разработке предложений к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

7. Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 6 мая 2011 года №280-РП «О 300-летии со дня рождения М.В. Ломоносова»;

8. Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 3 октября 2011 года №710-РП «О внесении изменений в распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 6 мая 2011 года №280-РП «О 300-летии со дня рождения М.В. Ломоносова»;

9. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2011 года № 442 «О проекте государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»;

10. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2011 года № 91-р «О проведении Дня родного языка и письменности в Республике Саха (Якутия) в 2011 году»;

11. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2011 года № 511-р «О проведении 24 мая 2011 года Дня славянской письменности и культуры в Республике Саха (Якутия)»;

12. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2011 года № 713-р «О проведении мероприятий, посвященных 300-летию М.В. Ломоносова»;

13. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2011 года № 1160-р  «О проведении Дня Олонхо в Республике Саха (Якутия) в 2011 году»;

14. Распоряжение Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2011 года № 180 «О рабочей группе по разработке проекта Правил публичных выступлений и предоставления служебной информации».

 

 

Приложение №2

 к информации

 

Заключения на проекты нормативных правовых актов

 

1. Заключение на проект Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2025 года и основные направления до 2030 года – письмо от 18 апреля 2011 года №290-П7;

2. Заключение на проект постановления Правительства Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 июня 2009 года № 241 «Об утверждении регламента организации и проведения ысыаха Олонхо в Республике Саха (Якутия)»;

3. Заключение на проект постановления Правительства Республики Саха (Якутия) «О проекте региональной программы «О предоставлении поддержки некоммерческим организациям в Республике Саха (Якутия) в 2011-2013 годах»;

4. Заключение на проект Соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Татарстан о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве о проект Протокола совместных действий по его реализации на 2011-2015 годы;

5. Заключение на проект Положения о Департаменте административной реформы Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) – письмо от 27.08.2011 г. №134-А27;

6. Заключение на проект Указа Президента Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2010 года №1837 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Президента Республики Саха (Якутия), Вице-президента Республики Саха (Якутия), органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в сети Интернет» и по проекту Приказа Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в приказ Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 марта 2011 года № 04-ПА «Об организации работ по ведению официального информационного портала Республики Саха (Якутия)» - письмо от 27.08.2011 г. № 133-А27;

7. Заключение на проект Указа Президента Республики Саха (Якутия) «Об утверждении Положения об Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия)» – письмо от 30.08.2011 г. № 138-А27;

8. Заключение на проект Порядка подготовки и размещения информации на официальном портале Республики Саха (Якутия) – письмо от 09.11.2011 г. №240-А27;

9. Заключение на проект Плана основных республиканских мероприятий на 2012 год – письмо от 21.10.2011 года № 229-А27;

10. Заключение на проект постановления Правительства Республики Саха (Якутия) «О проекте Закона  Республики Саха (Якутия) ««О присвоении фамилии и отчества ребенку при государственной регистрации рождения в соответствии с якутскими национальными обычаями и написании в свидетельствах о государственной регистрации актов гражданского состояния фамилии, имени, отчества на языке саха» - письмо от 17.11.2011 года №245-А27.