Бюджетное послание Президента Республики Саха (Якутия) «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 год»

Бюджетное послание Президента Республики Саха (Якутия)
«Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики
в Республике Саха (Якутия) на 2014 год»

 

Уважаемые народные депутаты, члены правительства республики, главы муниципальных образований, представители общественности!


Сегодня в соответствии со статьей 104 закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» представляю Бюджетное послание «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 год».
Отмечу, что проект закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год уже представлен на рассмотрение парламента республики.

 

I. ОБ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗА 2013-Й И ПРЕДЫДУЩИЕ ГОДЫ

 

Основные цели и задачи бюджетной политики в 2013 году были направлены на реализацию приоритетов долгосрочного развития республики, повышения качества жизни и реальных доходов населения. 
Наиболее заметными результатами проведения бюджетной политики в Республике Саха (Якутия) за последние годы стали:

- совершенствование разграничения полномочий и соответствующих расходных обязательств и доходных источников бюджета республики и бюджетов муниципальных образований;
- упорядочение основных социальных обязательств;
- введение более четких методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
- переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждение республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в формате трёхлетки;
- установление правил и централизация процедур размещения заказов на поставку товаров и услуг для государственных нужд;
- внедрение программно-целевого принципа формирования бюджета республики.

 


II. УСЛОВИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2014 ГОД

 

Уважаемые коллеги!
Дальше несколько слов о том, в каких условиях нам предстоит выстраивать систему нашей работы по организации бюджетного процесса и управлению государственными финансами в предстоящий период.

Первое. В мировой экономике по-прежнему наблюдается процесс общей нестабильности, которая существенно замедляет экономический рост в России. Характерно, что в среде аналитиков сегодня нет единого мнения относительно того, как будут развиваться события дальше. Чаще всего в данном контексте употребляется слово «неопределенность». Однако понятно, что негативные тенденции в глобальной экономике сохраняют риски для деятельности предприятий и всей бюджетной системы Республики Саха (Якутия), которая имеет выраженную экспортно-ориентированную экономику с высокой зависимостью от сырьевых отраслей – алмазодобычи, угледобычи, золотодобычи, нефтегазовой промышленности.

Второе. В федеральном законодательстве продолжают появляться нововведения, в результате которых доходная база субъектов снижается. При этом региональные бюджеты вынуждены принимать на себя дополнительные расходные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования. В частности, на бюджете Республики Саха (Якутия) крайне болезненно отразилось введение с 1 января 2012 года института консолидированного налогоплательщика. В результате по итогам 2013 года бюджет республики недополучит порядка 3,2 млрд рублей, а уже в 2014 году эта цифра может составить около 7,4 млрд. рублей.

Третье. Государственная программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года сегодня вновь подвергается пересмотру. Одновременно подвергаются оптимизации федеральные целевые программы. Это означает, что в новый финансовый год мы вступаем без ясного понимания тех объемов и мер поддержки, на которые можно рассчитывать в обозримой перспективе. При этом мы, конечно, возлагаем на государственную программу огромные надежды, имея в виду то, что ее целью должно стать обеспечение нового качества жизни в регионах Дальнего Востока.

Четвертое. Несколько лет подряд республика сталкивается со стихийными бедствиями. Ущерб, наносимый региону в результате наводнений, лесных пожаров и засухи, исчисляется миллиардами рублей. Еще одной острой проблемой является раннее обмеление рек и сокращение навигационного периода для осуществления северного завоза грузов. Эти обстоятельства заставляют нас изыскивать внутренние резервы бюджета республики на преодоление форсмажорных последствий. В предстоящую зиму и на будущий год мы вновь должны быть готовы к экстренному перенаправлению бюджетных средств на решение жизненно важных задач во благо населения республики.

Пятое. С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон предусматривает существенные изменения правил осуществления госзакупок. Он призван сократить риски коррупции, случаи завышения или занижения начальных (максимальных) цен закупок, сделать механизм закупок еще более прозрачным. Меняются требования к участникам торгов, появляются новые обязанности заказчиков, усовершенствована сама процедура проведения электронных аукционов и т.д. Все эти новации следует внимательно изучать и брать на вооружение. Они должны давать нам реальную экономию средств, но ни в коем случае не влиять отрицательно на качество закупаемой продукции и производимых работ.

Шестое. Существенным источником пополнения внебюджетных доходов республики станет проводимая в эти дни реализация части пакетов акций компании «АЛРОСА». Этот момент также нужно учитывать, исходя из необходимости грамотного и прозрачного использования вырученных средств, с учетом заявленных ранее намерений – на развитие инфраструктурных проектов и сокращение объемов ветхого и аварийного жилья в Республике Саха (Якутия). Добавлю, что все процедуры, связанные с приватизацией, сегодня идут в непростых условиях.

Седьмое. Стратегической задачей для органов власти республики остается достижение целей, обозначенных в Указах Президента РФ от 7 мая 2012 года – о долгосрочной государственной экономической политике, социальной и демографической политике, здравоохранении, образовании и науке, совершенствовании системы государственного управления, обеспечении доступным и комфортным жильем и повышении качества жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, как было сказано в Бюджетном послании Президента РФ, мы должны увеличивать долю тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития.

Восьмое. Хочу, чтобы всем было понятно: развитие села остается безусловным приоритетом для республики на ближайшие годы. Заявленные меры поддержки, которые определены при проведении Года села, продолжатся на долгосрочной основе в рамках комплексной программы устойчивого развития сельских территорий республики на период до 2020 года. Но государственная поддержка села – также делаю на этом особый акцент, уважаемые коллеги – должна быть эффективной с точки зрения конечного результата. Мы достаточно долго вкладывали государственные средства в село без должной отдачи. Теперь пришло время каждый бюджетный рубль расходовать с прицелом на достижение конкретных показателей.

Девятое. Эффективность бюджетных расходов – это не просто веление времени, связанное с нынешней непростой ситуацией в глобальной и отечественной экономике. Ответственное и результативное управление государственными и муниципальными финансами всегда должно оставаться для нас базовым принципом, определяющим качество работы всей системы власти в республике. Эффективность – это не слепая экономия. Эффективность – это достижение заданного результата с использованием наименьшего объема средств.

И десятое. Руководством республики на протяжении последних лет проводится целенаправленная политика по усилению роли гражданского общества во всех сферах нашей жизни. Вопреки этому, нам пока не удалось достигнуть достаточного уровня открытости бюджета, максимально высокой степени вовлеченности населения в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств. Но этот фактор нельзя сбрасывать со счетов. Ибо контроль со стороны общественности является действенным способом повышения ответственности региональных и местных органов власти при осуществлении расходных и бюджетных полномочий.

 

III. ОCНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2014 ГОД

 

Исходя из вышесказанного, далее перейду к основным направлениям бюджетной и налоговой политики Республики Саха (Якутия) на 2014 год.

 

Налоговая система

 

Формирование бюджета основано прежде всего на налоговой системе. На современном этапе налоговая политика республики сформирована исходя из принципов обеспечения баланса между бюджетной устойчивостью и потребностями экономики. В этом году республика вошла в первую десятку субъектов России с наибольшими значениями индекса налогового потенциала и в первую тройку по регионам Дальнего Востока.
Принят Комплексный план по увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики. Но, несмотря на принимаемые меры, в 2013 году ожидается сокращение поступления налогов, в основном от добывающих компаний. Это, с одной стороны, связано с нестабильностью мирового рынка. С другой, как уже сказано выше – с изменением федерального налогового законодательства.
Наша позиция состоит в том, что рентабельная деятельность предприятий на территории республики должна служить базой для поступательного развития ее экономики. Поэтому поручаю правительству республики продолжить работу с федеральными органами власти по внесению поправок в федеральное законодательство о консолидированных группах налогоплательщиков. Интересы регионов России, а тем более регионов Дальнего Востока, создающих на своей территории все условия для развития крупного бизнеса, должны соблюдаться.
Далее. В условиях снижения налоговых доходов первоочередное внимание должно быть уделено повышению налоговой дисциплины и усилению процедур администрирования налогов. Полное и своевременное перечисление налогов и сборов должно находиться в прямой ответственности руководителей организаций и государственных учреждений. Особое внимание следует уделить уплате налога на доходы физических лиц. В этой связи необходимо организовать комплексную работу по повышению налоговой дисциплины и грамотности.
Отдельным направлением работы является обеспечение контроля за уплатой налогов предприятиями, реализующими крупные инвестиционные проекты.
Кроме того, предлагаю парламенту и правительству республики рассмотреть вопрос установления моратория на введение новых налоговых льгот. В дальнейшем принятие решений по установлению налоговых льгот должно исходить только из результативности и соответствия приоритетным задачам социально-экономического развития республики.

 

Межбюджетные отношения

 

В части совершенствования межбюджетных отношений нам удалось получить поддержку на федеральном уровне по продлению нормы Бюджетного кодекса о предоставлении бюджетных кредитов юридическим лицам для закупки и доставки топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Однако в Бюджетное законодательство внесены новые существенные изменения. Исходя из этого, прошу правительство учесть в проекте бюджета передачу нормативов от акцизов на нефтепродукты в целях создания муниципальных дорожных фондов, а также передачу полномочий по дошкольному образованию на уровень субъекта и соответствующее изменение нормативов отчислений по НДФЛ.
На уровне республики принят новый Порядок распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов с применением единого формализованного подхода в отношении всех муниципальных образований. Продолжается перевод на единые нормативы затрат по коммунальным услугам, учитываемых при расчете Фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
В этом году принято решение по созданию финансовых органов муниципальных образований. Но повышение самостоятельности муниципалитетов не должно отразиться на качестве бюджетного процесса в целом и в отдельно взятом муниципальном образовании. Призываю органы местного самоуправления проявить сосредоточенность, бдительность, грамотность, строго соблюдать бюджетное законодательство, обеспечивать наполняемость и качество исполнения местных бюджетов. Со своей стороны мы должны оказать методологическую помощь и содействие муниципалитетам в подготовке квалифицированных кадров для финансовых органов муниципалитетов.
Декларируемые принципы повышения эффективности бюджетных расходов должны находить отражение и в работе органов местного самоуправления. Мы сможем достигнуть ощутимых результатов только при объединении усилий органов власти республики и органов местного самоуправления. Правительству поручаю разработать ежегодное проведение оценки качества финансового менеджмента в муниципальных образованиях.

 

Привлечение инвестиций

 

Оценка текущего года показывает, что рост валового регионального продукта республики сохраняется. Но темпы роста снизятся до уровня менее 2,5 процентов. Таким образом, можно сделать вывод: экономика республики, невзирая на сложность ситуации, продолжает двигаться вперед.
Но для преодоления возможной стагнации нам необходимо прежде всего наращивание объема привлечения инвестиций на модернизацию существующих и создание новых производств. По этому показателю мы обязательно должны сохранить лидирующие позиции среди субъектов Дальневосточного федерального округа.
В республике продолжается формирование механизмов, нацеленных на привлечение инвестиций и создание нормативно-правовой базы для широкого внедрения принципов государственно-частного партнерства: утверждена Концепция развития государственно-частного партнерства, начата работа по пилотным проектам ГЧП.
Наша республика занимает ведущее место в Дальневосточном федеральном округе по объемам бюджетных расходов на капитальные вложения. Это оправдано и отвечает приоритетам государственной политики. Однако сегодня мы должны всецело задействовать существующие и вновь созданные институты развития, все имеющиеся инструменты и механизмы для максимальной разгрузки республиканского бюджета. Хотя бы там, где это возможно.
На следующий год ставлю задачу по разгрузке бюджета на 1 млрд рублей, в 2015 году – на 2 млрд рублей, в 2016 году – на 2,5 млрд рублей.
С этой целью в предстоящем году правительство республики должно обеспечить ожидаемую отдачу от деятельности Республиканской инвестиционной компании, Венчурной компании «Якутия», Агентства инвестиционного развития.
В дополнение к принятой Инвестиционной декларации республики мы должны ежегодно принимать Инвестиционный меморандум – то есть конкретный перечень инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации потенциальным инвесторам на территории республики. При этом подчеркну, что правила государственно-частного партнерства должны быть предельно понятными, доступными и прозрачными для инвесторов. Нам надо пересмотреть ориентиры для бизнеса, позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений (в области развития производственной инфраструктуры, энергетики, социальной инфраструктуры, науки, технологий и так далее). По сути, мы говорим о внедрении полноценного стандарта по ведению бизнеса.
Не стоит забывать еще об одном внутреннем инвестиционном ресурсе, особенно значимом в условиях регулярного возникновения чрезвычайных ситуаций. Речь идет о страховании. Пока мы очень слабо используем возможности этого инструмента для разгрузки бюджета. В первую очередь эти слова адресованы уважаемым главам муниципальных образований, которые должны активнее заниматься страхованием муниципального имущества от возможных рисков. Поскольку данная практика относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Зачастую муниципалитеты игнорируют рекомендации о выделении средств на страхование. А в итоге, когда чрезвычайные ситуации всё-таки возникают, расходы на возмещение ущерба перекладываются на государственный и федеральный бюджеты. Вместо того чтобы использовать средства страховых компаний. От такого неоправданного расточительства нам пора отходить, уважаемые коллеги.

 

Изменение подходов к реализации государственных программ


Если в целом по стране переход к программно-целевому методу планирования расходов только намечается, то в Республике Саха (Якутия) данный механизм реализуется уже второй год.
Вместе с тем хотел бы напомнить, что в республике еще не реализована задача долгосрочного бюджетного планирования, не утверждена долгосрочная бюджетная стратегия. Мы до сих пор не перешли на составление конкретно трехлетнего бюджета.
Оценка первого года реализации госпрограмм в республике выявила ряд недостатков. Многие программы рассчитаны на постоянное увеличение объемов бюджетного финансирования без увязки с показателями эффективности программ.
В результате из 35 государственных программ признано эффективными только 23. С учетом этого поручаю Правительству РС(Я) пересмотреть подходы к формированию госпрограмм с точки зрения результативности, в том числе по их количеству и содержанию.
Считаю необходимым разработать и внедрить нормативы расходов во всех сферах, где присутствуют средства бюджетов всех уровней. Более жестко подойти к подведомственным учреждениям в части установления нормативов содержания и оказания единицы услуги. Для выработки единого подхода в этом направлении правительству необходимо сформировать методику анализа соответствия функций подведомственных учреждений масштабам задач, стоящих перед органами власти республики.
Недопустима ситуация, когда одни учреждения не справляются с наплывом посетителей, желающих получить положенную государственную или муниципальную услугу, в то время как другие учреждения просто простаивают, так как на их услуги спрос населения низкий.
Предстоит бороться с таким явлением, как сознательное сужение функций подведомственных учреждений и лоббирование увеличения количества учреждений. Это во многом происходит из-за преследования узких ведомственных интересов в ущерб общей эффективности реализации государственной политики.

Также надо исключать ситуации, когда более привлекательные функции или полномочия фактически дублируются несколькими учреждениями, а нужные для населения, но трудоемкие функции и полномочия никем не исполняются.
Это последний год, когда мы можем принять однолетний бюджет. Следующий бюджетный цикл станет трехлетним, поэтому в самое ближайшее время необходимо обеспечить повышение качества планирования государственных программ с использованием ресурсов Центра стратегических исследований и создаваемого Ситуационного центра Президента республики.
В условиях снижения прогноза бюджетных доходов утвержден План мероприятий по повышению эффективности расходов государственного бюджета республики на 2013 год. Принятое решение об упорядочении подходов к распоряжению имеющимися ресурсами, исходя из принципов эффективности и приоритетов реализуемой государственной политики, является жизненно важным. Особенно при ведении экономической деятельности в условиях Крайнего Севера.
Проблема эффективности бюджетных расходов не так давно обсуждалась на заседании Государственного совета Российской Федерации. Задача получения максимального эффекта от единицы затрат сегодня актуальна как никогда.
На следующий год мы обязаны продолжить начатую работу по проведению структурных и принципиальных преобразований. Переориентация направлений поддержки и поиск внутренних резервов должны стать основной задачей органов исполнительной власти на ближайшую перспективу. Поручаю правительству учесть это при внесении изменений в государственные программы и внести мне на рассмотрение план мероприятий по «перезагрузке» расходной части бюджета.

 

Тарифное и ценовое регулирование

 

В целях сдерживания инфляции, поддержания спроса населения на товары и стимулирования отечественного производства ужесточается тарифная политика. В 2014 году предлагается ограничить рост регулируемых тарифов для населения с учетом понижающего коэффициента 0,7 к уровню инфляции за предшествующий год.
Кроме того, правительство республики должно продолжить работу с поставщиками энергоресурсов по снижению тарифов на потребление и подключение к мощностям для отдельных категорий потребителей. Прежде всего для субъектов малого предпринимательства. Без этого все прочие механизмы господдержки малого бизнеса, связанного с товарным производством, обречены на провал.
Еще один принципиальный момент. Завоз важнейших видов товаров в труднодоступные и отдаленные населенные пункты должен иметь конечную цель снижения стоимости потребительной корзины для местного населения. В противном случае на северном завозе будут и дальше зарабатывать в основном торговые организации. При необходимости просил бы коллег внести регулирующие нормы в республиканское законодательство.

 

Долговые обязательства


Для расширения инструментария по решению долгосрочных задач мы сегодня рассматриваем все источники, в том числе привлечение заемных средств. Республика Саха (Якутия) является одним из устойчивых регионов РФ, демонстрирующих взвешенный подход к управлению долгами.
В целях сохранения экономической безопасности республики, считаю необходимым рассмотреть и закрепить нормативно, по аналогии с федеральным бюджетом, «бюджетные правила» и в первую очередь рассмотреть возможность направления дополнительных доходов на досрочное погашение долговых обязательств.

 

Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов

 

Мы и раньше внедряли инструменты по повышению прозрачности и открытости государственного бюджета, участию общественности при определении приоритетов бюджетной политики.
К этому относится размещение в свободном доступе на сайтах актуальной информации о бюджетном процессе в республике, а также основных параметров бюджета, ежегодные отчеты перед населением, публичные слушания и т.д. Сегодня создан и запущен в тестовом режиме Единый портал бюджетной системы Республики Саха (Якутия), где гражданин сможет в доступной форме получать информацию не только о региональных, но и муниципальных финансах.
Кроме того, мной дано поручение о создании постоянно действующей межведомственной комиссии, с участием депутатского корпуса, Общественной палаты и общественных организаций по контролю над эффективным распоряжением ответственными исполнителями бюджетных средств.

 

IV. ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

 

Уважаемые коллеги!
Расходные обязательства, связанные с традиционными отраслями социальной политики, в том числе здравоохранение, образование, наука, культура, спорт, поддержка инвалидов, материнства и детства, обязательно будут находиться в зоне нашего пристального внимания.
Тем не менее, предлагаю определить следующие приоритетные направления бюджетных расходов. Это дальнейшее повышение заработной платы и социальная поддержка населения; развитие сельских территорий; переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда; строительство образовательных учреждений и ликвидация очередности в детские сады; жилищно-коммунальное хозяйство.
При этом подчеркну, что перечисленные направления не только не исключают поиска возможных решений для экономии, но наоборот – в силу объемов ресурсных затрат – требуют особых подходов к достижению эффективности.

Повышение заработной платы


Повышение уровня оплаты труда работников бюджетного сектора экономики и достижение целевых установок соотношения реальной заработной платы к средней по региону требует значительных ресурсов. На эти цели уже сейчас дополнительно предусмотрено более 8 млрд. рублей, до конца года потребуется еще около 2 млрд. рублей.
Расходы на заработную плату в общей структуре расходов бюджета республики по итогам 2012 года составляли порядка 41 млрд. рублей (39%), то в 2014 году на фонд оплаты труда будет потрачено уже порядка 60 млрд. рублей (47%).
Тем не менее, мы и дальше продолжим повышать заработную плату бюджетникам, в соответствии с «майскими» указами Президента России и принятой Концепцией повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы.
Во многом определяющим решением станет доведение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума в республике. Этого надо добиться к началу следующего года.
Обращаю ваше внимание, что повышение оплаты труда должно напрямую зависеть от результативности работы. Поэтому учредителям государственных и муниципальных учреждений необходимо уже сейчас внедрять принципы «эффективного контракта». Повышение зарплаты не должно происходить только ради повышения. Оно должно зависеть от конечного результата – качества и востребованности среди населения предоставляемой государственной или муниципальной услуги.
Перегруженность бюджетной сети, наличие непрофильной численности государственных и муниципальных учреждений ложится непосильной ношей на бюджет республики. Фактически уже одна треть трудоспособного населения республики содержится за счет бюджета.
Считаю возможным, не дожидаясь дальнейшего разрастания численности бюджетников, уже сегодня приступить к работе по последовательному переводу на аутсорсинг не менее 30 процентов младшего обслуживающего персонала бюджетных учреждений.
В целях разгрузки бюджетных расходов, а также стимулирования предпринимательства правительству необходимо оказывать всемерную поддержку по организации малых форм бизнеса и поддержке аутсорсеров.

 

Социальная поддержка граждан


Cоциальная поддержка граждан является одним из важнейших, но при этом недостаточно эффективных направлений бюджетных расходов. Действующая система социальной помощи ведет к распылению бюджетных средств: при огромном количестве получателей размеры социальной помощи, как правило, незначительны и не могут реально улучшить материальное положение.
Ресурсы должны быть перераспределены в пользу наиболее нуждающихся граждан с учетом уровня социальной и экономической защищенности. Необходимо пересмотреть категории социальных групп, усилить адресность оказываемой помощи, в том числе путем расширения системы социального контракта.

 

Развитие сельских территорий

 

В 2013 году, который был объявлен Годом села, на повышение уровня и качества жизни сельского населения по всем государственным программам было аккумулировано более 14 млрд. рублей.
Принятое решение об объявлении Года села подняло на поверхность ряд существующих проблем в жизни селян. Комплексные меры поддержки, реализуемые сегодня, в значительной степени способствовали развитию сельских территорий, их благоустройству и активизации сельских жителей. Учитывая это и прислушиваясь к мнению сельских жителей – хранителей национальной культуры и языка, мы продлили всестороннюю поддержку сельских территорий и объявили пятилетку развития села.
При этом органы местного самоуправления должны консолидировать общественные институты для выстраивания конструктивного диалога между властью и обществом.
Со всей ответственностью заявляю, что поддержка государственного бюджета в реализации вопросов местного значения в размере 1 млн. рублей для поселений и 5 млн. рублей для районных центров будет продолжена.
Вместе с тем, сельское население не должно уповать только на государственную поддержку, селяне должны активно участвовать в строительстве и ремонте производственных, инфраструктурных и социально значимых объектов на территории поселений.
В рамках поддержки предпринимательства будет выстроена целая сеть сельских бизнес-инкубаторов, которые должны стать центрами общения и обмена опытом среди наиболее активной части сельского населения, включая изобретателей, рационализаторов, ремесленников.
Также будет продолжено предоставление субсидий на реализацию муниципальных инвестиционных проектов.

 

Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

 

В республике установлены повышенные планы по вводу жилья до 450 тысяч квадратных метров в 2015 году. Но этот показатель будет достигнут уже в 2014 году. Подчеркну, что основной упор сделан на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Только в текущем 2013 году на поддержку жилищного строительства выделяется почти 7,5 млрд. рублей.
По данному направлению нам необходимо скорейшее завершение разработки комплекса мер по снижению стоимости строительства 1 квадратного метра жилья в республике.
Нужно также прекратить практику увеличения начальной стоимости строительства, зачастую необоснованного. В целях оптимизации капитальных расходов предлагаю ужесточить требования к разработке проектно-сметной документации объектов капитального строительства. А при возникновении экономии выделенные средства однозначно должны возвращаться в бюджет. Сегодня есть все условия, чтобы навести порядок в этом направлении.

 

Строительство образовательных учреждений и ликвидация очередности в детские сады

 

Приоритетом бюджетных расходов остается строительство школ и сокращение очередности в детские дошкольные учреждения.
На решение вопроса ликвидации очередей в детские сады в рамках Инвестиционной программы предусмотрена соответствующая сумма – на строительство, выкуп и реконструкцию зданий для детских дошкольных учреждений. На стадии подписания находится договор с Международным банком реконструкции и развития по привлечению заемных средств на строительство детских садов.

Вместе с тем, будет продолжена поддержка инициатив населения в рамках Общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке». Объем средств на эту социально значимую и реально работающую программу не должен уменьшаться.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

 

Сегодня государство в лице республики берет на себя значительную часть финансовых расходов на жилищно-коммунальные услуги. Население Якутии оплачивает сейчас всего одну треть от себестоимости этих услуг, а в северных и арктических районах – лишь 12 процентов. При этом средняя величина оплаты за жилищно-коммунальные услуги в республике остается одной из самых низких на Дальнем Востоке (42 процента), ниже только в Чукотском автономном округе (30 процентов).
Ежегодно в бюджете республики предусматриваются средства на компенсацию разницы тарифов на коммунальные услуги. В следующем году на эти цели предусмотрено свыше 15 млрд. рублей.
В августе этого года подписан Указ Президента РС(Я) «О мерах по повышению качества жилищно-коммунальных услуг», который создает дополнительные механизмы и стимулы для развития отрасли. Однако организации коммунального комплекса зачастую злоупотребляют пристальным вниманием к ним.
Исходя из этого, Правительству РС(Я) надлежит создать механизм по снижению издержек и затрат поставщиков услуг. Это тем более важно в условиях реализации энергосберегающих мероприятий, проводимых на протяжении последних лет.
На всех уровнях власти необходимо активнее внедрять персональную ответственность руководителей за безаварийное проведение отопительного сезона.

 

***

 

Уважаемые коллеги!


В последние годы расходная часть бюджета республики существенно наращена. Так, в прошлом году расходы государственного бюджета возросли по сравнению с первоначальным планом на 20 млрд. рублей (до 135 млрд. рублей). В этом году план расходной части бюджета уже увеличен на 18 млрд. рублей (до 150 млрд. рублей).
Это позволило нам опережающими темпами решить многие неотложные задачи. В том числе повысить заработную плату работникам бюджетной сферы. Принять ряд дополнительных мер по социальной поддержке населения. Увеличить бюджетную сеть. Взять на себя значительное количество новых расходных обязательств.
Однако влияние внешних и внутренних факторов на экономическую ситуацию заставляет нас подходить к формированию бюджета с исключительной ответственностью. В то же время мы должны отдавать себе отчет в том, что смыслом всей бюджетной политики республики по-прежнему должно оставаться повышение качества жизни и реальных доходов населения.
Таким образом, считаю все задачи, поставленные в сегодняшнем Бюджетном послании, обязательными к исполнению. Прошу Правительство РС(Я) в ближайшее время завершить разработку комплекса мер по их реализации. Прошу всех вас активно участвовать в формировании бюджета на 
2014 год.

Спасибо за внимание.

 

29 октября 2013 года