Бюджетное послание Президента Республики Саха (Якутия) «О бюджетной и налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2013 год»

Уважаемые народные депутаты Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха (Якутия), главы муниципальных образований, представители общественности, руководители территориальных органов федеральных органов государственной власти! Уважаемые коллеги!
 
В ближайшее время нам предстоит пройти весьма непростой процесс – принимать бюджет 2013 года. В соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) представляю основные направления Стратегии построения бюджета Республики на 2013 год в виде Бюджетного послания.
 
Год назад я оглашал своё Послание о бюджетной политике Республики Саха (Якутия) на 2012-2014 годы. За это время произошло много новых событий и изменений, но ключевым событием стали выборы Президента Российской Федерации, итоги которого ознаменовали новый этап в жизни России. Те масштабные преобразования, которые руководство страны проводило в предыдущие годы в экономической, социальной и политической сферах, получили дальнейшее направление развития в указах Президента России от 7 мая 2012 года о долгосрочной государственной экономической политике, социальной и демографической политике, здравоохранении, образовании и науке, совершенствовании системы государственного управления, обеспечении доступным и комфортным жильем и повышении качества жилищно-коммунальных услуг.
 
Мы должны смотреть на завтрашний день республики через призму повышения уровня жизни наших граждан. Смысл бюджетных расходов глубже, чем кажется – благодаря им происходит как рост благосостояния граждан, так и ускоренное развитие ключевых отраслей и секторов экономики, обеспечение социальных сдвигов, повышение конкурентоспособности наших товаропроизводителей.
 
Анализируя реализацию прошлогоднего Бюджетного послания, традиционно хотел бы огласить основные результаты бюджетной политики.
Реализация проектов Схемы-2020 в части промышленного освоения нефтяных месторождений, расширения географии добычи угля, ввода подземных рудников по добыче алмазов, развития железнодорожной инфраструктуры позволила нарастить валовой региональный продукт республики за последние 4 года в 1,8 раза, в реальном выражении на 13%.
 
Наибольшую долю в налоговых поступлениях, составивших в этом году 57 млрд. рублей, занимают налог на прибыль – 38%, НДФЛ – 21%, налог на добычу полезных ископаемых – 12%, налог на имущество – 12%. Основными налогоплательщиками республики остаются предприятия добывающих отраслей экономики – АЛРОСА, Сургутнефтегаз, Якутуголь, Транснефть. Их удельный вес в собственных доходах бюджета составляет в 2012 году 62% с ростом поступлений за последние 4 года на 13 млрд. рублей.
 
Напомню, что с этого года Республика в числе первых в России перешла на программно-целевой метод формирования бюджета. Направления их финансирования увязаны с эффективностью оказания государственной поддержки отраслей экономики и социальной сферы, что оценивается по целому ряду качественных показателей. В 2012 году 95 % расходной части бюджета республики заложено в 37 государственных программах (против 16 % в 2011 году).
 
Осуществлен перевод бюджетных учреждений со сметного финансирования на предоставление субсидий на выполнение государственного задания по оказанию услуг.
 
Расходы государственных программ формировались с учетом основных приоритетов прошлогоднего Бюджетного Послания – опережающего повышения заработной платы в бюджетной сфере, жилищного строительства, поддержки сельскохозяйственного производства, малого и среднего предпринимательства, стимулирования активной занятости населения, обеспечения адресности социальной помощи, реализации программ модернизации здравоохранения и образования, преодоления инфраструктурных ограничений, развития физкультуры и спорта, сдерживания цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, формирования Дорожного фонда, субсидирования социальных рейсов, перевода котельных на более дешевые виды топлива, обновления основных фондов сельского хозяйства, поддержки народных художественных промыслов, реализации народных инициатив, проведения Года единения и дружбы народов.
 
Принимаемые меры в социальной политике направлены на дальнейшее улучшение достигнутых за 5 лет показателей. За эти годы достигнут рост реальных денежных доходов населения на 16% и среднемесячной заработной платы на 25%, в республике сохраняется естественный прирост населения.
 
Поэтому расходная часть государственного бюджета республики на 2012 год сохранила свою социальную направленность – более половины средств предусмотрено на реализацию 11 государственных программ социально-культурной сферы, расходы на которые составляют 65 млрд. рублей. При этом на развитие образования направлено 19% расходов бюджета, развитие здравоохранения – 14%, социальную политику – 13%.
 
Только на социальные выплаты населению планируется потратить в этом году 11,5 млрд. рублей, что на 33% больше, чем в 2011 году.
 
На поддержку сельского хозяйства направляется более 8 млрд. рублей, благодаря чему обеспечиваются гарантированными доходами 9 тыс. работников сельскохозяйственных организаций, 4,5 тыс. крестьянских хозяйств и поддерживаются 80 тыс. личных подсобных хозяйств населения.
 
В этом году на поддержку ЖКХ направлено 17 млрд. рублей, благодаря этому население продолжает уплачивать в среднем лишь 43% от себестоимости коммунальных услуг, а в северных и арктических районах – от 7 до 31%. Следует также отметить, что за счет бюджета возмещаются 60% расходов на ЖКХ, в то время как в целом по России данный показатель составляет всего 12%.
 
Более 36% лимита Инвестиционной программы республики на 2012 год, составляющего более 19 млрд. рублей, направлено на строительство социальных объектов, еще 17% – на жилищное строительство, 18 % - на транспортный комплекс.
 
Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям достигли более 14 млрд. рублей с ростом на 20% к прошлому году, что обеспечило в совокупности более 55% доходной части местных бюджетов.
 
Конечно, изменение структуры отчетности бюджетов с функциональной классификации на программный принцип, постоянный контроль за достижением целевых показателей обеспечило более прозрачное исполнение бюджета. Соответственно, выявляются и основные проблемы бюджетной политики:
 
Первое. Диверсификация экономики предусматривает переход на инновационный путь развития при создании новых производств. Между тем, действующая экономическая и финансовая политика не в полной мере стимулирует инновационное развитие важнейших для населения республики отраслей, в том числе сельского хозяйства, ЖКХ, энергетики, транспорта. Не стимулируется в полном объеме создание инфраструктуры для создания новых производств. Средства вроде есть, но не выработаны более эффективные механизмы вложений в инновации.
 
Второе. В 2009-2010 годах был осуществлен переход учреждений бюджетного сектора экономики республики на новые системы оплаты труда, адаптированные к современным экономическим условиям. При этом количество работников с заработной платой ниже прожиточного минимума не уменьшается, а установленный минимальный размер оплаты труда составляет 76 % от прожиточного минимума. В структуре фонда оплаты труда доля средств на премирование незначительна, что не позволяет реализовать стимулирующую функцию заработной платы. При этом допускаются неэффективные расходы, в том числе вызванные высоким удельным весом аппарата управления и обслуживающего персонала.
 
Третье. Присутствуют риски формального подхода к внедрению новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.
На фоне внедрения электронного правительства, предполагающего автоматизацию управленческих процессов, продолжается рост численности служащих и работников учреждений. Чиновники должны четко понимать и выполнять функции по оказанию государственных и муниципальных услуг населению – это должно составлять основу всей работы. При этом промежуточные или дублирующие функции чиновников должны быть решительно исключены.
 
Четвертое. На фоне определенной инвестиционной активности крупного бизнеса, до конца устойчивую поддержку не получает малый и средний бизнес – прежде всего, занятый в сфере местного производства и предоставления услуг. Это связано с отсутствием достаточного обеспечения по потенциальным займам и кредитам. Объем привлеченных инвестиций предприятиями малого и среднего бизнеса в этом году составил всего 2,4 млрд. рублей, что является недопустимо малой величиной по сравнению с объемом валового регионального продукта и расходами бюджета республики.
 
Пятое. Требуется повышение ответственности властей всех уровней за расходованием бюджетных средств – с целью перехода к более жесткому режиму экономии и установлением личной ответственности должностных лиц.
 
У нас до конца не внедрены эффективные механизмы, стимулирующие бюджетные учреждения к энерго-ресурсосбережению. В этом году принято только 16 муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
 
Бюджетные расходы не всегда проходят жесткий отбор на предмет их результативности и эффективности. Пора при этом уходить от прямого финансирования из бюджета там, где можно привлечь инвестиции.
 
Шестое. До конца не доведены процедуры размещения государственных и муниципальных заказов. При размещении заказов первоосновой должна быть конкуренция для улучшения качества и снижения цены. На сегодня государственные и муниципальные заказы связаны с высоким уровнем коррупции. Необходимо решительно пресекать эти явления и переходить к оценке качества расходования бюджетных средств. В целом еще не созданы полноценные механизмы исключения коррупциогенных явлений.
 
Уважаемые коллеги!
 
Исходя из указанных проблем, основные цели и задачи бюджетной политики должны быть ориентированы в первую очередь на реализацию приоритетов долгосрочного развития республики.
 
Первое. Прежде всего, у нас разработана Программа социально-экономического развития республики на период до 2025 года и основных направлений до 2030 года, также отдельным Указом приняты Основные направления развития республики на 2012-2016 годы.
 
Мы уже начинаем реализацию новых программных документов – Концепции повышения заработной платы работников бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в республике на 2012-2017 годы, Инвестиционной стратегии республики на период до 2016 года и основных направлениях до 2030 года.
На стадии разработки находится программа комплексного развития села на 2013-2016 годы, а также законопроект о залоговых фондах.
Бюджетное планирование должно быть увязано с реализацией этих долгосрочных программных документов. Особую актуальность приобретает разработка Бюджетной стратегии республики, которая призвана определить долгосрочные меры мобилизации бюджетных ресурсов на реализацию указанных документов.
 
Второе. Напомню, что благодаря активной инвестиционной политике крупного бизнеса, Якутия в этом году впервые повысила свои кредитные рейтинги до инвестиционной категории с прогнозом «Стабильный» по оценке международного рейтингового агентства Fitch Ratings. Такой инвестиционный рейтинг в России имеют только Москва, Санкт-Петербург и Татарстан.
 
Согласно принятой Инвестиционной стратегии республики предстоит формирование финансовых и налоговых механизмов привлечения и поддержки инвестиций, в том числе организовать работу Фонда прямых инвестиций, Центра развития государственно-частного партнерства и Агентства по привлечению инвестиций.
 
Третье. Бюджетная политика должна быть нацелена на повышение качества жизни якутян. Для решения этой ключевой задачи необходимо не только увеличивать доходы бюджета, но и привлекать под обеспечение государственных активов дополнительные средства, прежде всего в малый и средний бизнес.
 
Также необходимо повысить отдачу от государственных расходов, в том числе за счет совершенствования сети государственных учреждений и улучшения качества предоставляемых ими услуг.
 
Требует коренной перестройки система размещения государственных заказов в связи с предстоящим внедрением федеральной контрактной системы.
 
Уважаемые товарищи!
 
Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджета, являющиеся основой государственного бюджета, должны быть понятными и исполняемыми.
 
Во-первых, для систематизации действующих налоговых льгот, решения проблем администрирования налогов и определения налоговых преференций, которые наиболее востребованы в целях модернизации производства и внедрения инноваций, нужно провести инвентаризацию всех налогов и сборов. Это позволит определить механизмы обеспечения бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе, чтобы, с одной стороны, своевременно противодействовать негативным экономическим процессам, а с другой стороны – создать условия для восстановления положительных темпов экономического роста.
 
Кроме того, по итогам инвентаризации можно обосновать вопросы децентрализации полномочий между уровнями публичной власти: федеральный центр, региональная власть и органы местного самоуправления.
 
Во-вторых, учитывая, что для стимулирования развития малого и среднего бизнеса государство может использовать только косвенные методы государственного регулирования с помощью условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов, необходимо продолжить работу по упрощению налогообложения в малом и среднем бизнесе, в том числе дальнейшее внедрение патентного налогообложения.
 
В-третьих, особое внимание должно быть уделено увеличению доходной части бюджета через обеспечение полноты учета налогоплательщиков, увеличение количества налогоплательщиков посредством создания новых производств, привлечение на территорию республики перспективных налогоплательщиков, индивидуальную работу с крупными налогоплательщиками. Будет разработан долгосрочный Комплексный план по повышению поступления налоговых и неналоговых доходов и снижению недоимки в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия), предусматривающий обеспечение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения, выведение убыточных предприятий на рентабельный уровень.
 
Также необходимо провести мероприятия по легализации заработной платы, осуществление контроля за работодателями по обеспечению оплаты труда не ниже прожиточного минимума, соблюдению темпов роста заработной платы.
 
В-четвертых, как вы знаете, Концепцией социально-экономического развития страны до 2020 года намечен переход на обновленную технологическую базу. Вы понимаете, как грандиозны эти задачи. И нам нужны заметные изменения в развитии территориальной инфраструктуры новой инновационной экономики. Поэтому надо активнее применять налоговые стимулы для инвестиционной активности налогоплательщиков по вложениям в новые технологии и инновации. Прежде всего это касается взаимоотношений Правительства Республики Саха (Якутия) с крупными налогоплательщиками, которые будут работать на нашей территории.
 
В-пятых, совершенствование налоговой политики также должно быть основано на развитии собственной доходной базы и обеспечении сбалансированности местных бюджетов. Необходимо повысить заинтересованность органов местного самоуправления в учете и рациональном использовании муниципального имущества, природно-ресурсного потенциала территории, в том числе земли.
 
Считаю необходимым закрепить нормативы отчислений по налогам на длительный срок – это позволит органам местного самоуправления самостоятельно прогнозировать собственные доходы на длительный период и тем самым стимулировать их к развитию имеющейся на их территории налоговой базы. Правительству нужно принять более конкретные меры в этом направлении.
 
Уважаемые коллеги!
 
Наряду с общими задачами формирования бюджета, выделил бы некоторые приоритеты бюджетных расходов на 2013 год.
 
Первое. Прежде всего в повышении уровня качества жизни населения основное место занимает, конечно же, заработная плата. Руководством к действию в этом направлении является Концепция повышения заработной платы работников бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012-2017 годы. Основой задачей является решить к 2014 году проблему наличия в экономике республики рабочих мест, где заработная плата ниже прожиточного минимума.
 
Минимальная заработная плата поэтапно должна быть доведена к 1 января 2014 года до прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в республике. Только тогда заработная плата в полной мере будет выполнять функцию основной государственной гарантии, важнейшего социального стандарта в области оплаты труда, призванного обеспечить воспроизводство рабочей силы.
 
Общий размер фонда оплаты труда работников, содержащихся за счет бюджета республики, достигнет в 2013 году 58 млрд. рублей с ростом на 8 млрд. рублей по сравнению с 2012 годом. Это составляет 44% предполагаемых расходов государственного бюджета республики на 2013 год.
Особое внимание мы должны уделять сокращению разрыва в оплате труда низкоквалифицированных и высокооплачиваемых работников.
 
Второе. В целях создания и обеспечения благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства будут увеличены объемы Залогового фонда Республики Саха (Якутия) до 2 млрд. рублей к концу 2013 года и до 4 млрд. рублей к 2016 году. При этом должна упрощаться система налогообложения малого и среднего бизнеса, и механизмы предоставления этих условий должны быть четкими, понятными и более доступными.
 
Третье. Качественно будет усилена поддержка сельского хозяйства и экономики села в целом, в рамках принятого Указа о комплексных мерах по развитию села.
 
Предусматривается реализация мер не только по устойчивому функционированию сельхозпроизводства, но и по формированию качественно нового уровня жизни сельского населения – это развитие инженерной инфраструктуры и благоустройства поселений, улучшение качества и комфортности жилья, повышение транспортной доступности, закрепление кадров, совершенствование социальной инфраструктуры, поддержка предпринимательских, социально ориентированных и общественно значимых инициатив в сельской местности.
 
За всеми этими мероприятиями предстоят большие государственные расходы.
 
Четвертое. Требуют расширения механизмы и направления поддержки жилищного строительства, прежде всего в сельской местности.
 
В последние годы мы непрерывно расширяем перечень категорий граждан, которым улучшаются жилищные условия – в 2012 году получают помощь пострадавшие от недобросовестных застройщиков жилья, семьи с 5 детьми и более, семьи с 3 родившимися близнецами, дети-сироты, работники бюджетной сферы и другие категории. Завершается выполнение обязательств по обеспечению жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны. Также строится социальное жилье и реализуется пилотный проект.
 
Объем государственной поддержки жилищного строительства в 2011-2012 годах увеличен с 2,7 до 3 млрд. рублей. В результате общий объем ввода жилья возрастает с 318 до 350 тыс. кв. метров. На 2013 год стоит задача по увеличению объема ввода жилья теперь уже до 400 тыс. кв. метров, в том числе индивидуального – не менее 170 тыс. кв. метров.
 
Пятое. На модернизацию здравоохранения республики в 2012 году выделено 4,7 млрд. рублей. В следующем году мы должны ориентироваться на средства только бюджета республики, с учетом передачи полномочий органов местного самоуправления по организации медицинской помощи на органы государственной власти республики.
 
При этом перспективной задачей является начало строительства онкологического, кардиологического и наркологических центров республики, текущей задачей – улучшение качества оказания медицинской помощи и полный охват населения диспансеризацией, в первую очередь в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах республики.
 
После вчерашнего разговора с аппаратом Министерства здравоохранения республики я пришел к выводу, что в данном направлении работы непочатый край. Многие из задач предстоит реанимировать заново.
 
Шестое. Мы продолжаем выполнять обязательства по строительству не менее 10 школ ежегодно – только за 5 последних лет доля ветхих и аварийных школ снизилась с 21 до 9%. В этих условиях ставится вопрос повышения качества образовательных услуг.
 
Критически важной остается проблема обеспеченности детскими садами – охват детей от 1 до 7 лет дошкольным образованием составляет всего 66%, в том числе в сельской местности – 70%, в г.Якутске – 50%.
 
Поэтому ведется работа с Международным банком реконструкции и развития и Фондом развития Дальнего Востока по реализации Концепции инвестиционного проекта строительства и реконструкции 100 детских садов в республике.
 
В данном направлении важнейшую роль должна сыграть поддержка негосударственных услуг по дошкольному образованию – сейчас в республике работают 33 частных дошкольных учреждения, которыми охвачено свыше 4 тыс. детей. Но мы должны обеспечить поддержку конкурентного предоставления по всем основным видам социально значимых услуг.
 
Меры социальной поддержки должны быть адаптированы к каждой категории нуждающегося населения: к нетрудоспособной части – в сторону активного выявления и адресности, к трудоспособной части – путем перехода на социальный контракт, в том числе на создание личного подсобного хозяйства.
 
Должна быть обеспечена приоритетная реализация государственной программы «Безбарьерная среда», направленной на улучшение условий жизни инвалидов.
 
В этом году мы должны обеспечить проектирование Республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов с последующим его строительством в 2014 году.
 
Седьмое. Для внедрения инноваций в экономику республики создаются все необходимые инструменты. Уже создана Венчурная компания «Якутия», которая должна начать инвестирование в проекты, нужные для развития экономики республики. Деятельность Технопарка должна быть основана на Центре коллективного пользования научного и высокотехнологичного оборудования.
 
Созданный при Северо-Восточном федеральном университете Центр интеллектуальной собственности должен организовать совместную работу с Торгово-промышленной палатой республики и Федеральной службой по интеллектуальной собственности.
 
Внедрение новых наукоемких и ресурсосберегающих технологий должно осуществляться через институты развития, создаваемые в рамках Инвестиционной стратегии республики для обеспечения взаимодействия государства и бизнеса в развитии экономики республики.
 
Приоритеты, которые сегодня представлены, охватывают не все направления, которые определены нашей общей политикой социально-экономического развития, но являются основополагающими.
 
С учетом интересов Республики Саха (Якутия) нам следует обратить внимание развитию межбюджетных отношений. В этом должны принять участие все ветви власти республики, в том числе депутаты.
 
Первое. Необходимо реализовать поэтапный переход на формирование Фонда финансовой поддержки муниципальных образований с учетом единых нормативных затрат, включая фонд оплаты труда, коммунальные и другие текущие расходы. При этом следует отказаться от несистемных решений по поддержке отдельных муниципальных образований в ходе исполнения государственного бюджета республики, применив единый формализованный подход в отношении всех муниципальных образований.
 
Второе. Необходимо повысить качество работы органов исполнительной власти республики по защите бюджетных заявок на включение объектов и мероприятий республики в федеральные целевые программы и Федеральную адресную инвестиционную программу. Мы должны удержать высокие темпы привлечения субсидий из федерального бюджета – в этом году ожидается привлечение почти 64 млрд. рублей, что в 5 раз больше уровня 2008 года и на 31% больше, чем в прошлом году.
 
В этом году мы направили бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета по объектам капитального строительства и мероприятиям на 2013-2015 годы на сумму 238 млрд. рублей.
 
Не менее важной задачей является совершенствование работы по полному и своевременному освоению выделяемых средств федерального бюджета.
 
Третье. Необходимо проводить кропотливую работу с федеральным центром при разработке проекта Федерального закона о развитии Дальнего Востока и Байкальского региона в целях учета особенностей Якутии как сложнейшего территориально-хозяйственного региона, обладающего колоссальным потенциалом развития.
 
Четвертое. В рамках мероприятий Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года по закреплению трудоспособного населения и привлечению высококвалифицированных кадров необходимо провести работу с федеральными органами по восстановлению механизмов прямой поддержки людей, проживающих на Дальнем Востоке.
 
Пятое. Правительство республики неоднократно обращалось в Минфин России по поводу закрепления на постоянной основе положения статьи 93.2 Бюджетного Кодекса о предоставлении права субъектам Российской Федерации, находящимся в районах Крайнего Севера, выдавать бюджетные кредиты юридическим лицам для закупки и доставки топлива в районы Крайнего Севера. В этом году на эти цели выделено 2,2 млрд. рублей бюджетных кредитов при общих затратах в объеме 18 млрд. рублей.
 
По действующему законодательству, к сожалению, данная норма действует до 1 января 2013 года, поэтому, в связи с началом процесса формирования проекта бюджета на 2013 год необходимо в кратчайшие сроки отработать положительное решение по данному вопросу. Принципиальное согласие руководства Минфина России получено.
 
Шестое. Исходя из ориентиров, установленных указами Президента России, по предварительным расчетам на повышение средней заработной платы работников бюджетной сферы Республики Саха (Якутия) необходимо изыскать в течение 5 лет около 110 млрд. рублей. Обеспечить указанные объемы при уровне бюджетной обеспеченности республики, на сегодняшний день равной 60%, за счет собственных доходов будет очень сложно.
 
Для решения поставленных задач необходимо провести наступательную работу по целевому выделению средств на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов России с определением единых механизмов реализации указов Президента Российской Федерации по долгосрочной государственной экономической и социальной политике.
 
Седьмое. Для более эффективного исполнения государственных функций и повышения качества оказания государственных услуг населению должна быть продолжена работа по разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, Республикой Саха (Якутия) и органами местного самоуправления.
 
При перераспределении полномочий необходимо подходить с точки зрения эффективности их исполнения. Так, на федеральный уровень необходимо передавать те полномочия, исполнение которых требует значительных средств и не может быть в полной мере реализовано субъектами, например, оказание санитарно-авиационной скорой медицинской помощи или завоз грузов в арктические районы, а также полномочия, требующие координации на территории нескольких субъектов, например, санитарно-эпидемиологический надзор.
 
Вместе с тем, полномочия, реализация которых требует учета региональной специфики, целесообразно передать субъектам России. Более того, в силу инфраструктурных ограничений регионам Дальнего Востока необходимы определенные преференции в области создания привлекательного инвестиционного климата, в области ценовой, тарифной, таможенной, налоговой, бюджетной, промышленной политики – только в этом случае будут созданы условия для поступательного развития экономики.
 
Уважаемые товарищи!
 
Кроме того, у нас есть и те вопросы, которые Республика Саха (Якутия) прорабатывает с федеральным центром, но до конца они не решаются. Поэтому нам необходимо провести работу с федеральными органами государственной власти по более конкретным нерешенным вопросам:
 
Первое. Совершенствование методики расчета возмещения населению ущерба от природных катаклизмов. Хотя Республика Саха (Якутия) имеет очень большой опыт в этом направлении, но совершенной методики, учитывающей все особенности регионов, в России нет.
 
Второе. Возмещение затрат в связи с удорожанием цены на топливо сверх установленных нормативов. В 2012 году данный перерасход в Республике Саха (Якутия) составил 1,8 млрд. рублей.
 
Третье. Урегулирование вопроса перекрестного субсидирования локальной энергетики. В 2012 году объем перекрестного субсидирования, то есть нагрузка на основных потребителей за счет удешевления локальной энергетики, составляет 4 млрд. рублей.
 
Четвертое. Совершенствование методики распределения акцизов на нефтепродукты, направляемых в бюджеты субъектов России на развитие дорожного хозяйства, путем введения повышающих коэффициентов за отдаленность и труднодоступность территории региона. Здесь тоже есть определенное поле работы с федеральным центром.
 
Пятое. Передача в федеральную собственность ключевых инфраструктурных объектов в районах Крайнего Севера, включая аэропорты, находящиеся в ведении отдельных хозяйствующих субъектов, включая АК «АЛРОСА».
 
Шестое. Распространение механизма субсидирования из федерального бюджета части расходов авиакомпаний для перевозки граждан от районных центров Арктической зоны до европейской части страны и обратно.
 
Седьмое. Обнуление ставки НДС на услуги перевозки пассажиров на внутрирегиональных маршрутах. Это касается авиационного и речного видов транспорта.
Восьмое. Продление периода деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ для дальнейшего решения проблемы переселения граждан из ветхого жилья. К сожалению, этот вопрос до конца не отработан и не определен механизм деятельности Фонда до 2015 года.
 
Девятое. Увеличение лимита финансирования на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера. Это является большой социальной нагрузкой для республики – и в моральном плане, и в финансовом плане.
 
Десятое. Увеличение норматива предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения при строительстве жилых домов с применением энергосберегающих технологий, учитывая при этом особенности Якутии. Противоречия в этих нормативах создает определенные сложности в получении субсидии из федерального бюджета для решения задач по предоставлению жилья.
 
Одиннадцатое. Расширение механизмов поддержки Минсельхозом Российской Федерации отраслей табунного коневодства и оленеводства, мелиорации. Определенные договоренности сегодня достигнуты, поэтому органы исполнительной власти республики должны занимать более наступательную позицию.
 
Двенадцатое. Активизация участия организаций и учреждений республики в федеральных конкурсах на получение грантов по всем имеющимся направлениям. У нас определенный опыт сегодня появился – его надо расширять и применять, позиционировать для более активной деятельности.
 
Тринадцатое. Обоснование увеличения объема субвенций из федерального бюджета на осуществление республикой отдельных переданных полномочий в области лесных отношений, за счет значительной доли Якутии в лесном фонде России.
 
Уважаемые товарищи!
 
Все эти вопросы связаны прежде всего с расходами федерального бюджета. Но они актуальны для нас, поэтому требуется неустанная и кропотливая работа всех органов власти республики!
 
Уважаемые участники встречи!
 
Завершая свое послание, я хотел бы сказать следующее.
 
Якутия одним из первых регионов реализует программный метод управления экономикой и бюджетным процессом, который позволяет перейти от фрагментарного развития к комплексной модернизации экономики. Система стратегических документов республики сформирована на основе приоритетов развития экономики страны и синхронизирована со стратегиями развития крупнейших российских компаний на Дальнем Востоке.
 
Мы уверенно смотрим на завтрашний день республики. Наша основная цель – превращение республики в высокоразвитый регион на основе освоения крупнейших месторождений нефти и газа, угля, железной и урановой руд, производства электроэнергии и развития транспорта, и на этой основе повысить качество жизни наших жителей.
 
Я сегодня изложил своё видение на основные направления бюджетной и налоговой политики на 2013 год, которые должны стать залогом дальнейшего поступательного развития республики в ближайшие годы.
 
И надеюсь, что в соответствии с требованиями законодательства проект государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2013 год будет представлен Правительством Республики Саха (Якутия) Президенту Республики Саха (Якутия) своевременно.
 
Спасибо.