Архипов А. Почта Якутии в годы войны / А. Архипов // Якутия. – 2005. – 21 апреля

ПОЧТА ЯКУТИИ В ГОДЫ ВОЙНЫ

В 1943 г. при Наркомате обороны в составе Главного управления связи Красной Армии была создана военно-полевая почта, появились знаменитые солдатские треугольные письма, которых с нетерпением ждали в каждом доме, в каждой семье. И эту долгожданную весточку приносили людям почтальоны.

Почтовая связь испытала на себе трудности и невзгоды военного времени наравне со всем советским народом. Война внесла коррективы в работу почты и на территории Якутии: с июня по декабрь первого года войны на фронт были призваны 210 работников почтовой службы. Их заменяли женщины и подростки.

В первый год войны движение почты значительно ухудшилось, нарушился порядок сортировки. Но, несмотря на трудности военного времени, сеть предприятий связи, в том числе и почтовой, не уменьшалась, так, например, в 1940 году их было 166, а в 1945-м стало 198. Сокращались расходы, штат, а объем почты с каждым годом увеличивался: если перед войной в год отправлялось 1 млн 366 тыс. писем, то в победном году их было уже 2 млн 637 тыс., почти в два раза возрос обмен посылками. Общая протяженность почтовых трактов к началу войны составляла более 50 тысяч километров. Почта регулярно доставлялась во все районы республики в основном гужевым транспортом, использовались лошади, олени, собаки, а иногда и быки. Весь военный период действовал Иркутско-Якутский почтовый тракт, открытый еще во времена Петра I. Перед началом войны на некоторых его участках стал применяться автомобильный транспорт. Приказом начальника управления связи в Якутске была создана единая транспортная контора, которая руководила организацией перевозки почты всеми видами транспорта. Из-за нехватки бензина в военные годы автотранспорт был переведен на газогенераторные установки. Полностью обслуживался автотранспортом тракт Большой Невер – Якутск. С 1940 по 1946 гг. начальником Управления связи Якутии был Николай Васильевич Остапишин. В сложных условиях военного времени он обеспечивал слаженную работу почтовой, телеграфной и телефонной связи. По объему работы и охвату обслуживания населения почтовая связь была доминирующей. Перед войной в Якутии работали 652 почтальона, было установлено 833 почтовых ящика, в том числе 630 в сельской местности. В военные годы в связи с большой протяженностью трактов почта в отдаленные районы доставлялась редко, несколько раз в месяц. На почтовых ямщицких трактах Якутск–Нижнеколымск (протяженность 3000 км), Якутск – Чокурдах (протяженность 2700 км) почта двигалась днем и ночью, но конечного пункта достигала лишь на 25–30 сутки, и это по зимней дороге. В летний период почтовой связи практически не было из-за отсутствия дорог. В период летней навигации почта отправлялась судами Северного речного пароходства вниз по Лене, затем по морю Лаптевых и рекам Индигирке и Колыме. За годы войны сократилась перевозка почты гужевым транспортом, но резко возросла авиаперевозка. Авиатранспортом в год перевозилось до 84 тонн почты, протяженность авиалиний составляла 4000 км в начале войны, в конце войны достигла 24000 км.

Почтовики Якутии – герои войны Летом 1941 г. был призван в армию Г. И. Шавкунов. Уроженец города Шадринска Курганской области, он с 1932 г. работал в Якутии: в Кангалассах, Аллах-Юне, Якутске. Перед призывом Георгий Иванович работал в Якутской почтовой конторе, которая впоследствии была переименована в Якутский почтамт. Освоив специальность сапера, Шавкунов был направлен на Западный фронт, в отдельный саперный батальон 139 стрелковой дивизии, в составе которого прошел свой боевой путь от Смоленска до Варшавы. 27 июня 1944 г. части дивизии подошли к Могилеву для форсирования Днепра. Саперу 1-й роты ОСБ Шавкунову с группой бойцов было поручено установить на реке опоры моста, насадки и прогоны. Несмотря на сильный огонь врага, Шавкунов первым пробрался к огневым точкам противника, вблизи которых находился лесоматериал для постройки моста. Не щадя своей жизни, Шавкунов личным героизмом воодушевлял товарищей. За этот и другие подвиги Георгий Иванович Шавкунов был награжден высоким званием Героя Советского Союза. Г. И. Шавкунов погиб 23 августа 1944 г. при разминировании населенного пункта у реки Нарев на территории Польши.

Именем Шавкунова названа одна из улиц города Якутска. В память о герое и в ознаменование 60-летия Великой Победы Управлением федеральной почтовой связи РС(Я) подготовлена мемориальная доска, которая будет установлена на здании Якутского почтамта к 9 Мая. В республиканском музее связи хранится Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза Шавкунову Г. И.

Есть еще много славных имен ветеранов войны, отдавших работе на почте многие годы: М. И. Казаков, вернувшийся с фронта и проработавший много лет заместителем начальника Управления связи по почте; П. Г. Лактионов, также трудившийся на этой должности; Г. В. Савин после войны работал диспетчером главного Управления почтовой связи Минсвязи СССР. Среди наших ветеранов П. П. Луковников – начальник отдела Управления связи по почте, А. Б. Зильберт, работник автобазы, П. В. Курбатов, руководитель по снабжению, С. И. Иванов, начальник узла связи, P. P. Охлопков, почтальон.

На сегодняшний день среди бывших работников УФПС РС(Я) – филиала ФГУП «Почта России» 273 ветерана тыла и 21 ветеран ВОВ.

Послевоенное и нынешнее поколение умножают славную традицию почтовых работников, защищавших Родину на фронте и работавших в почтовой связи республики в трудные военные годы.

 

Афанасий АРХИПОВ

Якутия. – 2005. – 21 апреля.